Обзоры, Кино — 2 сентября 2022, 12:15

Венецианский кинофестиваль. Дневник первый. «Белый шум», «Тар»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
79-й Венецианский кинофестиваль открылся новым тревожно-сатирическим фильмом Ноа Баумбаха «Белый шум» (внутри Адам Драйвер и Грета Гервиг), а следом в конкурсе показали «Тар» Тодда Филда, дерзкую и своеобразную драму, в которой Кейт Бланшетт играет дирижера-суперзвезду.

«Белый шум» (White Noise)

Джек Гладни (Адам Драйвер) — профессор, главный по Гитлеру, как он сам говорит, в Северной Америке, сталкивается с падением своих идеалов об ubermensch (жена в исполнении Греты Гервиг признается в изменах) после того, как груженный цистернами нефти поезд сходит с рельс в результате аварии. Город накрывает токсичное облако испарений, а Гладни — его собственное токсическое параноидальное нутро, зудящее о том, что после себя нужно оставить нечто большее, чем мятый след на подушке. Люди напуганы, люди верят в chemtrails over the country club.

Роман «Белый шум» Дона Делилло вышел в 1985 году и стал для автора восьмым. Как и «Космополис», написанный в 2003-м и экранизированный Дэвидом Кроненбергом в 2012 году, «Белый шум» — книга пророческая. Но «Космополис» в интерпретации канадца был буквально метафорой всего в эпоху постфинансового кризиса: дрожащие пальцы сильно потеющего Пола Джаматти противостояли вытянутым ногам Роберта Паттинсона на заднем сиденье лимузина. Who will перед Make America Great Again — вопрос, который ставил Дэвид перед собой, зрителями и читателями Делилло спустя девять лет после выхода книги, пережившей к тому времени и сам кризис, и правление Джорджа Буша-младшего.

#INSERT_ARTICLE#

Кроненберга, понятно, всегда занимали пророческие идеи (для сомневающихся — «Преступления будущего» уже в российском прокате). С Ноа Баумбахом ситуация сложилась другая. Из года в год человек усложнял героев мамблкора, но уперся в итоге в удивительный парадокс. Текст Делилло и весьма странная режиссура Баумбаха превратили «Белый шум» в его руках в настоящий ситком, что, наверное, сам режиссер, узнай бы, воспринял как пощечину. «Белому шуму» не повезло. Серьезная слабость режиссера — неумение совладать с трагифарсом. И поэтому, в осознании своей постановочной перцепции, Ноа обращается буквально ко всему пантеону американских мастеров трагифарса разной степени интеллектуальности: от Джима Джармуша до Грега Аракки. Но и их визуальные приемы не помогают ему. Белый шум. Сплошной белый шум.

Своего главного актера (первый прокол Драйвера чуть ли не за годы — выбрал темную сторону силы, бывает) Баумбах не нагружает ничем, кроме голой прикладной конспирологии прямо из книжки и лука Александра Градского, сам же Драйвер старается вырулить на привычной тяжелой походке судмедэксперта, но не в этот раз. Грета на правах Греты истерит ровно столько, чтобы хватило на оскаровскую нарезку, Дон Чидл выступает пресс-аташе, еще на несколько минут выходит артист Айдингер и дает классического бога из помойки (привет, Джаматти в «Космополисе»).

#INSERT_ARTICLE#

О том, что Америка — это дороги и супермаркеты и дороги к супермаркетам, — писал, пожалуй, лучше всех Жан Бодрийяр. В этом смысле подтрунивание Баумбаха — фиглярство, за которое стыдно было бы Мелу Бруксу и сорок лет назад. Наверное, в отношении «Белого шума» можно было бы выцедить какой-то комплимент, мол, это «Близкие контакты третьей степени» глазами Славоя Жижека, но все же это скорее «Очень странные дела» в шляпе из фольги. Жижеку бы стало скучно довольно быстро от этого простого категорического силлогизма Ноа Баумбаха. Кинотекст же, как водится, в ином. Когда героине Греты Гервиг, пугающе похожей на Наташу Ричардсон, бросают фразу в Wear your ski mask!, становится и вправду не по себе.

  

«Тар» (TÁR) 

Берлин сегодня. Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — статная, красивая, одетая во все закрытое точно Селин Сьямма, женщина-дирижер, одинаково посмеивающаяся над феминитивами и над теми, кто не слушает Баха. Тар — большой художник, у нее и фамилия как у венгерского (до конца непонятно, шутка это или нет) режиссера с репутацией колоссального автора, все возможные музыкальные награды из существующих, а еще целый вагон неврозов и непроработанных страхов, которые в работе выдают в Лидии аффективного психа с тревожным типом личности. А это опасно. Особенно когда включена камера. И особенно если ты — первая женщина-дирижер Берлинского оркестра.

Если вы ничего не слышали про Тодда Филда, то это нормально. Когда-то он играл в кино (Ник Найтингейл, подначивший героя Тома Круза узнать тайны бытия в «С широко закрытыми глазами»), но популярным стал после пошлого романа сексуального и сенсуального взросления «Как малые дети», где Кейт Уинслет и Патрик Уилсон усердно хотели трахаться, пока по городу расхаживал маньяк. Этот фильм, к удивлению, получил по три номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» и неожиданно ввел в игру режиссера Филда.


Парадоксально, как режиссер Баумбах и режиссер Филд, снимая о том, что власть опьяняет свободой, сами работают так, словно свобода опьяняет властью, развязывая хронометраж. Филд и вовсе изворачивается в таких авангардных кульбитах, что становится порой даже как-то неловко, как будто дед отчебучивает на чемпионате по нижнему брейку. Финальные титры идут в начале и проверяют на стойкость аудиторию, иногда сбоит цвет, появляются какие-то артефакты, похожие на цифровое повреждение кодов изображения, на одной из сцен фильм и вовсе обрывается, а через несколько секунд продолжается чуть с затактом —  неясно, это такая задумка или ошибка киномеханика. В этой иллюзии иллюзорности киноискусства, которую Филд буквально рукотворно возводит, лишая ее магического саморазвития, вроде как и заключается противоречивое, раздражающее обаяние. Посыл прячется за претенциозной светскостью, сюжет мотает круги на самом ровном месте, но как же он старается! Героиня в обсессивном угаре то разбивает лицо, убегая от собаки, то вжимается в стену, когда мимо нее по лестничной клетке спускают труп в мешке, то, как в плохом хорроре A24, самозабвенно через темный кадр пробирается к метроному, который манил ее слух через всю квартиру. Еще Кейт Бланшетт много бегает под дождем, дает репетиции и концерты, затем порядок действий в произвольном соотношении повторяется. Ну, разве что в кадр могут зайти талантливые артистки Нина Хосс и Ноэми Мерлан и оттянуть экранное время, или на все ту же лестничную клетку выйдет соседка, словно сбежавшая из «Золотой перчатки» Фатиха Акина, и спросит какую-то околесицу на немецком с демоническим акцентом.

#INSERT_ARTICLE#
 

Ну, а если серьезно, снимать второй фильм подряд о том, что @#$%еть — не мешки ворочать, но с разницей в шестнадцать лет, уже тянет если не на заявку на собственное увековечивание при жизни, то точно на миф, о котором, скорее всего, венгерский Тарр и не задумывался. Актеры — все же очень самовлюбленные люди.

  

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр
Адам
Драйвер
Актёр
Кейт
Бланшетт
Читайте также
Кино — 19:43, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих