Обзоры, Кино — 2 сентября 2022, 12:15

Венецианский кинофестиваль. Дневник первый. «Белый шум», «Тар»

79-й Венецианский кинофестиваль открылся новым тревожно-сатирическим фильмом Ноа Баумбаха «Белый шум» (внутри Адам Драйвер и Грета Гервиг), а следом в конкурсе показали «Тар» Тодда Филда, дерзкую и своеобразную драму, в которой Кейт Бланшетт играет дирижера-суперзвезду.

«Белый шум» (White Noise)

Джек Гладни (Адам Драйвер) — профессор, главный по Гитлеру, как он сам говорит, в Северной Америке, сталкивается с падением своих идеалов об ubermensch (жена в исполнении Греты Гервиг признается в изменах) после того, как груженный цистернами нефти поезд сходит с рельс в результате аварии. Город накрывает токсичное облако испарений, а Гладни — его собственное токсическое параноидальное нутро, зудящее о том, что после себя нужно оставить нечто большее, чем мятый след на подушке. Люди напуганы, люди верят в chemtrails over the country club.

Роман «Белый шум» Дона Делилло вышел в 1985 году и стал для автора восьмым. Как и «Космополис», написанный в 2003-м и экранизированный Дэвидом Кроненбергом в 2012 году, «Белый шум» — книга пророческая. Но «Космополис» в интерпретации канадца был буквально метафорой всего в эпоху постфинансового кризиса: дрожащие пальцы сильно потеющего Пола Джаматти противостояли вытянутым ногам Роберта Паттинсона на заднем сиденье лимузина. Who will перед Make America Great Again — вопрос, который ставил Дэвид перед собой, зрителями и читателями Делилло спустя девять лет после выхода книги, пережившей к тому времени и сам кризис, и правление Джорджа Буша-младшего.

#INSERT_ARTICLE#

Кроненберга, понятно, всегда занимали пророческие идеи (для сомневающихся — «Преступления будущего» уже в российском прокате). С Ноа Баумбахом ситуация сложилась другая. Из года в год человек усложнял героев мамблкора, но уперся в итоге в удивительный парадокс. Текст Делилло и весьма странная режиссура Баумбаха превратили «Белый шум» в его руках в настоящий ситком, что, наверное, сам режиссер, узнай бы, воспринял как пощечину. «Белому шуму» не повезло. Серьезная слабость режиссера — неумение совладать с трагифарсом. И поэтому, в осознании своей постановочной перцепции, Ноа обращается буквально ко всему пантеону американских мастеров трагифарса разной степени интеллектуальности: от Джима Джармуша до Грега Аракки. Но и их визуальные приемы не помогают ему. Белый шум. Сплошной белый шум.

Своего главного актера (первый прокол Драйвера чуть ли не за годы — выбрал темную сторону силы, бывает) Баумбах не нагружает ничем, кроме голой прикладной конспирологии прямо из книжки и лука Александра Градского, сам же Драйвер старается вырулить на привычной тяжелой походке судмедэксперта, но не в этот раз. Грета на правах Греты истерит ровно столько, чтобы хватило на оскаровскую нарезку, Дон Чидл выступает пресс-аташе, еще на несколько минут выходит артист Айдингер и дает классического бога из помойки (привет, Джаматти в «Космополисе»).

#INSERT_ARTICLE#

О том, что Америка — это дороги и супермаркеты и дороги к супермаркетам, — писал, пожалуй, лучше всех Жан Бодрийяр. В этом смысле подтрунивание Баумбаха — фиглярство, за которое стыдно было бы Мелу Бруксу и сорок лет назад. Наверное, в отношении «Белого шума» можно было бы выцедить какой-то комплимент, мол, это «Близкие контакты третьей степени» глазами Славоя Жижека, но все же это скорее «Очень странные дела» в шляпе из фольги. Жижеку бы стало скучно довольно быстро от этого простого категорического силлогизма Ноа Баумбаха. Кинотекст же, как водится, в ином. Когда героине Греты Гервиг, пугающе похожей на Наташу Ричардсон, бросают фразу в Wear your ski mask!, становится и вправду не по себе.

  

«Тар» (TÁR) 

Берлин сегодня. Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — статная, красивая, одетая во все закрытое точно Селин Сьямма, женщина-дирижер, одинаково посмеивающаяся над феминитивами и над теми, кто не слушает Баха. Тар — большой художник, у нее и фамилия как у венгерского (до конца непонятно, шутка это или нет) режиссера с репутацией колоссального автора, все возможные музыкальные награды из существующих, а еще целый вагон неврозов и непроработанных страхов, которые в работе выдают в Лидии аффективного психа с тревожным типом личности. А это опасно. Особенно когда включена камера. И особенно если ты — первая женщина-дирижер Берлинского оркестра.

Если вы ничего не слышали про Тодда Филда, то это нормально. Когда-то он играл в кино (Ник Найтингейл, подначивший героя Тома Круза узнать тайны бытия в «С широко закрытыми глазами»), но популярным стал после пошлого романа сексуального и сенсуального взросления «Как малые дети», где Кейт Уинслет и Патрик Уилсон усердно хотели трахаться, пока по городу расхаживал маньяк. Этот фильм, к удивлению, получил по три номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» и неожиданно ввел в игру режиссера Филда.


Парадоксально, как режиссер Баумбах и режиссер Филд, снимая о том, что власть опьяняет свободой, сами работают так, словно свобода опьяняет властью, развязывая хронометраж. Филд и вовсе изворачивается в таких авангардных кульбитах, что становится порой даже как-то неловко, как будто дед отчебучивает на чемпионате по нижнему брейку. Финальные титры идут в начале и проверяют на стойкость аудиторию, иногда сбоит цвет, появляются какие-то артефакты, похожие на цифровое повреждение кодов изображения, на одной из сцен фильм и вовсе обрывается, а через несколько секунд продолжается чуть с затактом —  неясно, это такая задумка или ошибка киномеханика. В этой иллюзии иллюзорности киноискусства, которую Филд буквально рукотворно возводит, лишая ее магического саморазвития, вроде как и заключается противоречивое, раздражающее обаяние. Посыл прячется за претенциозной светскостью, сюжет мотает круги на самом ровном месте, но как же он старается! Героиня в обсессивном угаре то разбивает лицо, убегая от собаки, то вжимается в стену, когда мимо нее по лестничной клетке спускают труп в мешке, то, как в плохом хорроре A24, самозабвенно через темный кадр пробирается к метроному, который манил ее слух через всю квартиру. Еще Кейт Бланшетт много бегает под дождем, дает репетиции и концерты, затем порядок действий в произвольном соотношении повторяется. Ну, разве что в кадр могут зайти талантливые артистки Нина Хосс и Ноэми Мерлан и оттянуть экранное время, или на все ту же лестничную клетку выйдет соседка, словно сбежавшая из «Золотой перчатки» Фатиха Акина, и спросит какую-то околесицу на немецком с демоническим акцентом.

#INSERT_ARTICLE#
 

Ну, а если серьезно, снимать второй фильм подряд о том, что @#$%еть — не мешки ворочать, но с разницей в шестнадцать лет, уже тянет если не на заявку на собственное увековечивание при жизни, то точно на миф, о котором, скорее всего, венгерский Тарр и не задумывался. Актеры — все же очень самовлюбленные люди.

  

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Адам
Драйвер
Актёр
Кейт
Бланшетт
Читайте также
Новости — 19:15, 28 марта 2025
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Новости, Новости — 25 марта, 11:48
Баста, Zoloto и Савичева: VK Fest объявил первых артистов
Новости, Новости — 24 марта, 19:00
Остин Батлер и Джереми Аллен Уайт снимутся в фильме «Враги» от A24
Новости, Новости — 24 марта, 17:30
Селена Гомес выпустила I Said I Love You First — совместный альбом с Бенни Бланко
Новости, Новости — 24 марта, 15:05
GONE.Fludd дропнул акустический альбом. В него вошли треки разных лет
Новости, Новости — 24 марта, 13:09
Альфонсо Куарон может стать режиссером следующего фильма о Бонде
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости — 23 марта, 12:40
По следам премии «Оскар». «Настоящая боль», «Боб Дилан: Никому не известный», «Мальчики из "Никеля"», «5 сентября», «Конклав»
Новости, Новости — 22 марта, 14:15
Словетский выпустил альбом Fin de siècle. Это трибьют Иосифу Бродскому
Новости, Новости — 21 марта, 16:17
Карпентер, Родриго, Doechii и Tyler, The Creator: объявлены хедлайнеры чикагского Lollapalooza
Новости, Новости — 21 марта, 11:36
МТС закроет Nuum — собственный аналог YouTube и TikTok
Новости, Новости — 20 марта, 18:00
Финал истории в трейлере 6-го сезона «Рассказа служанки»
Новости, Новости — 20 марта, 15:55
Пэрис Хилтон выпустит тру-крайм-подкаст My Friend Daisy
Новости — 20 марта, 13:35
Университетские разборки, история Кристобаля Валенсиаги и комикс о Жан-Мишель Баския: 9 книжных новинок февраля
Новости, Новости — 20 марта, 11:37
Что это за место такое: итальянский ресторан «.оригинал» на Земляном Валу
Новости, Новости — 19 марта, 19:00
Метафоры и отсылки в треке Маугли «Волка кормят ноги»
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты