Интервью, Музыка — 31 августа 2022, 13:25

О подкастах, перформансах и плитке. Интервью с композитором Кирой Вайнштейн

Кира Вайнштейн известна в первую очередь по своему проекту Kira Lao, который в прошлом был гитарной группой, а сейчас, скорее, сольный проект артистки, ушедшей в электронику и эмбиент. Но на этом заслуги Киры не заканчиваются. В 2022 году Вайнштейн, уже три года сотрудничающая со студией «Либо/Либо», сделала звуковое оформление подкаста о вольном городе Харбине. SRSLY поговорил с медиа-художницей и обладательницей премии Сергея Курехина о родном Великом Новгороде, саунд-дизайне книг и музыкальных guilty pleasures.

Вы писали у себя инстаграме*, что в свое время вели блокноты. Какие аффирмации в них сейчас? Еще в 2019 году вы мечтали писать музыку для подкастов. Получается, все сбылось довольно быстро?

Блокноты я подзабросила. Что такое аффирмации — не знаю, однако мечта работать композитором была у меня с детства. Так что я долго шла к ее реализации. Но знакомство с Ликой Кремер и работа в студии «Либо/Либо» кардинально изменили мою жизнь. Я рада, что сейчас могу посвятить все свое время музыке и звуку. Мне очень повезло, и я просто обожаю свою работу. 

В чем особенность композиторской работы для подкастов? Ну и вообще джинглов.

Если говорить про джинглы, то это не просто какой-то «трямс» в начале подкаста. Это аудиологотип проекта. Фактически, создавая джингл для подкаста, я работаю над его фирменным стилем. Тут можно провести параллель с дизайном: я ищу уникальное звучание для проекта, стремлюсь с помощью звука подчеркнуть характер материала, настроение, подсветить тему, задать темп повествования. То есть формирую звуковую идентичность подкаста. В идеальном случае такой джингл нельзя взять и переставить в другой проект, потому что в нем обязательно будут какие-то смысловые якоря. И, конечно, это должна быть запоминающаяся музыка. Чтобы ты буквально пару раз послушал, и главная тема прочно застряла у тебя в голове.

Особенность композиторской работы в подкастах во многом похожа на работу в театре. Ты так же работаешь с текстом, пытаешься удержать внимание слушателя разными режиссерскими решениями. Тут — надо сделать звуковой акцент, тут — чтобы сердечко защемило, здесь — тишина, пауза, дальше — важная мысль, а тут нужно быть незаметным. Но, в отличие от театра, здесь максимально сжатые сроки. Разница примерно как издавать печатный журнал, который выходит раз в три месяца, или работать в информационном агентстве, где новости появляются каждую минуту.  

Как вы стали сотрудничать с «Либо/Либо»?В какой момент вас подключили к производству подкаста о Харбине?

В качестве тестового задания мне дали написать джингл для подкаста «Поэпизодный план». И дальше началось очень интенсивное сотрудничество, которое продолжается уже третий год. Самым первым моим проектом в студии был подкаст «Золотой маски» про театр — «Как посмотреть», я ездила в разные театры с рекордером, записывала, как монтируют декорации и идут репетиции, брала интервью. Но больше всего мне запомнилось, как мы вместе с Лизой Каменской ходили на бейби-спектакль «Театр на ладошке. Осень». 

Еще был проект «Хроники еды» с «Кухней на районе»: у меня была идея сделать иммерсивное гастрономическое путешествие с шипением масла, звуками кофейной машины и историческими хрониками. Сейчас я работаю над нашим самым амбициозным проектом — первым англоязычным подкастом Control Shift, который мы делаем вместе с дизайн-агентством Humble Team, и, собственно, историческим подкастом про Харбин, придуманным Семеном Шешениным. 

#INSERT_ARTICLE#

Для создания подкаста ваши коллеги перелопатили гору информации. Как вы готовились к «Харбину», что изучали? Звучат ли там переработанные мелодии или оригинальные треки? Какие инструменты были задействованы?

Семен Шешенин пришел ко мне с конкретным запросом и референсами. Поэтому моя задача заключалась в том, чтобы попытаться соединить все его хотелки в одном продукте: напористый саунд, что-то между индастриалом и хип-хопом, культурные отсылки (Россия — Китай). И в качестве звукового якоря Семен просил использовать звуки викторолы (кабинетный граммофон. — Прим. SRSLY), которую одна русская семья привезла из Харбина. Сейчас она является экспонатом музея «Мемориала»* (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY).

После нескольких драфтов я предложила вариацию одной знаменитой народной русской мелодии, но я специально не буду ее называть, чтобы она осталась загадкой. Кстати, мои коллеги разгадывали ее примерно два месяца. Половину композиции эта мелодия звучит довольно иронично под хип-хоп-бит, а потом развивается в тревожную эпичную оркестровку — таким образом я хотела подчеркнуть характер подкаста. Местами он пробивает до слез, но есть в нем и искрометные шутки, для которых Семен очень точно находит место.

Вы записывали саундтрек к «Харбину» также в собственной студии?

Над «Харбином» я работала преимущественно в студии «Либо/Либо» по ночам. (Улыбается.) Так сложилось.

В своем профайле вы говорите, что all the world is my studio. Как вы к этому пришли, что можете работать в любом месте и при любом шуме?

Я пришла к этому после многолетней работы в театре, когда нужно быстро что-то докручивать в реал-тайме на площадке. А еще эта идея, которую Антон Маскелиаде продвигает на своих курсах. На самом деле есть огромный психологический барьер в том, чтобы начать писать стихи, или рисовать, или делать музыку. Но творчество требует такой же дисциплины и усердия как спорт. Ведь не обязательно покупать красивые лосины, чтобы начать тренироваться. Вот и в музыке такая же история: на каком-то этапе можно спокойно обойтись без дорогих синтезаторов, микрофонов и прочих штук, важно успеть зафиксировать идею — муза не будет ждать. И это можно делать подручными средствами где угодно. А еще мне просто иногда надоедает сидеть в квартире и хочется сменить обстановку. Меня вдохновляет смена пространства, обожаю работать в самолетах и поездах.

#INSERT_ARTICLE#

Учились ли вы вокалу? Где, как, с кем занимались?

Брала буквально пару уроков, но серьезно никогда не занималась. Просто слушала записи других вокалистов и пыталась повторять, а также записывала свое пение, слушала, очень много импровизировала.

Вы пишете музыку для себя, участвуете в импровизационных коллаборациях, создаете звуковое оформление для выставок, фильмов, спектаклей и работаете над арт-проектами. Как вас на все хватает? Не боитесь распылиться? На чем хотели бы сосредоточиться? 

Когда занимаешься любимым делом, то время пролетает незаметно.
#INSERT_ARTICLE#

Когда занимаешься любимым делом, то время пролетает незаметно. Работа так захватывает, что иногда не можешь остановиться, пока не доведешь до определенного этапа. Я люблю, когда проектов много, когда жизнь очень насыщенная. Наоборот, пробуя разное, я обогащаю свой профессиональный багаж. И опыт работы в выставочном пространстве помогает при постановке в театре, работа в театре помогает в дизайне подкастов. Инженерный подход иногда очень нужен в работе над медиа-артом. Я принципиально не хочу выбирать что-то одно. 

Когда вы начали заниматься перформансами? Когда почувствовали себя в них уверенно? Вы сами в них участвуете или там только ваша музыкальная рука? 

С 2017 года я сотрудничаю с хореографами Алексеем Нарутто и Ольгой Тимошенко. За это время мы выпустили четыре совместные работы, включая «Тоннель памяти голодного лиса» и «Рыбы выбирают лед». Сейчас завершаем пятую при поддержке фестиваля Context. Diana Vishneva. Ее премьера состоится 13 и 14 сентября в ДК «Рассвет» как часть арт-ярмарки Cosmoscow. Это танцевальные перформансы, для которых я написала музыку и просто исполняю ее живьем. Несмотря на то, что я не участвую в постановках как перформер, в спектакле «Тоннель памяти голодного лиса» я читаю медиапоэзию Андрея Черкасова.


Нужна ли наслушанность классикой для музыканта? В духе «это база».

Мне кажется, что сейчас важен широкий кругозор. Не стоит зацикливаться на чем-то одном. И потом… что считать классикой?

Есть ли какое-то музыкальное guilty pleasure?

Группа «Агата Кристи», песня «КиШа» «Сапоги мертвеца».

Проект Kira Lao получил в свое время несколько музыкальных премий. Они имеют для вас какое-то значение?

Да, это было важно на старте. Сейчас думаю, что тоже им обрадуюсь. Та музыка, которой я занимаюсь, еще не институализирована в России, и поэтому в некоторых ситуациях те или иные награды выступают в роли «знака качества» для аудитории, заказчиков. Надеюсь, эти правила игры со временем изменятся. 

Для каких книг делали саунд-дизайн? По какому принципу вы их отбираете? Приходилось ли читать сами произведения или достаточно было саммари и синопсиса?

Это все работа на заказ. Приходит заказчик и говорит: «Есть такая книга, будешь делать звук?» Так что я не занимаюсь отбором литературы. Это очень дорогой продакшен, начиная от очистки прав на текст до записи голоса актера или актрисы. Я на этих проектах отвечала только за саунд-дизайн и его концепцию.

Весной 2021 года я начала сотрудничать с Bookmate в качестве звукорежиссера и саунд-дизайнера. Летом сервис запустил несколько аудиосериалов, и я занималась их оформлением вместе с моими партнерами Михаилом Мясоедовым и Иваном Прокофьевым. Мы сделали пять сериалов, например, в «Коже» Евгении Некрасовой, весь дизайн был построен вокруг песни «АИГЕЛ». В сериале «Пионер» мы сонифицировали данные советских спутников, в «Веле» писали эпичный саундтрек, а «Бабара» делали вместе со студией «Либо/Либо» для Сберзвука. «Тео — театральный капитан» читал Юра Сапрыкин, эта вещь выходила в рамках проекта «Сперва роди. Книжки». 

Вы очень dedicated родным краям, местам, где вы выросли. Не планируете ли со временем вернуться туда?

Я уже с зимы живу на два города. В Москву приезжаю, если есть какие-то проекты, требующие личного присутствия. Например, выпуск спектаклей.

В чем черпаете ресурс, помимо созерцания природы и велопрогулок?

Летом 2022 года я увлеклась плаванием на каяке. И оказалось, что это очень переключает. От моего офиса в Великом Новгороде до реки Волхов — пятнадцать минут. Люблю смену обстановки, поэтому стараюсь путешествовать. Велопрогулки тоже люблю, но сейчас реже получается. Да и по Новгороду я больше люблю ходить пешком, гулять в парках. Очень вдохновляет обучение и общение с коллегами. Другая музыка, особенно искусно сделанная.

В Новгороде вам комфортнее? Спокойнее?

В Новгороде я успеваю продуктивно поработать и отдохнуть, в Москве у меня получается только работать. Как бы я ни любила этот город, все таки расстояния тут другие, и при всех стараниях у меня не получается организовать свою жизнь внутри какого-то одного района.

Тут из одного конца города в другой даже с учетом самых больших пробок всего 20–25 минут на машине. Когда выдается свободное время (а это всегда непредсказуемо), я иду к реке и катаюсь по пути «из варяг в греки». 

В Москве можно бесконечно договариваться о встрече, но так и не увидеться. В Новгороде, если мне хочется пообщаться, я просто выхожу в определенное время к Кремлю и обязательно встречаю кого-нибудь знакомого, и у нас завязывается беседа. Или иду в кофейню «Монокль», и там тоже обязательно будет кто-то знакомый. И, конечно, я очень рада, что теперь благодаря удаленной работе могу больше времени проводить с семьей. 

Планируете ли записывать альбомы дальше, уже сольно?

У меня есть сольный альбом: Kira Lao — «Тревожный опыт». 


Будут ли еще? Вам нравится работать в группе, с командой или все же единолично?

В каждом формате есть и плюсы и минусы. Но если так задумываться, то единоличного творчества не существует. Потому что ты всегда опираешься на чужой опыт и результат труда других людей, будь то программа Ableton или даже фортепиано. И, конечно, это множество бытовых благ, которые создают условия для работы, — от электричества до еды в супермаркете. Даже если я просто буду петь в лесу, то через мои песни будет просвечивать культурный код, который я усвоила.

Где вы SMM-менеджерили? Как долго?

Я начинала работать SMM-щиком в 2011 году в агентстве «РИА Новости». Потом был долгий перерыв. И с 2015 по 2019-й я вела соцсети компании «Ватра Керамика». Плюс писала разные статьи про плитку на Houzz.

А как плитка вошла в вашу жизнь? Откуда к ней интерес? Как он проявляется в быту?

Это было случайно. Я поступила в Школу Родченко и искала работу со свободным графиком. Разместила объявление в фейсбуке*, и Петр Отоцкий (тогда коммерческий директор фирмы) позвал меня на собеседование. Многие знают Петю в музыкальной тусовке как авангардного барабанщика, который записывается с группой «Ленина Пакет», играет импровизационные концерты. Он очень многогранная личность  — кандидат наук, математик. И это очень большая удача, что мы встретились. Мне было интересно работать с таким руководителем. Мы до сих пор дарим друг другу разные декоративные плитки. Он пробудил у меня интерес и любовь к дизайну интерьеров, керамике — это же отдельное искусство. И эту идею мы старались транслировать через наши соцсети. 

Знаете же знаменитое панно «Лица мира» на Белорусской? Это азулежу фабрика из Лиссабона подарила Москве на 850-летие. Так вот, к нам приезжали сотрудники этой фабрики и рассказывали о том, как они делают паблик-арт Португалии. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Анна Титова
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 16:28, 30 марта 2025
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Образ жизни — 30 марта, 16:28
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Новости, Новости — 25 марта, 11:48
Баста, Zoloto и Савичева: VK Fest объявил первых артистов
Новости, Новости — 24 марта, 19:00
Остин Батлер и Джереми Аллен Уайт снимутся в фильме «Враги» от A24
Новости, Новости — 24 марта, 17:30
Селена Гомес выпустила I Said I Love You First — совместный альбом с Бенни Бланко
Новости, Новости — 24 марта, 15:05
GONE.Fludd дропнул акустический альбом. В него вошли треки разных лет
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 24 марта, 13:09
Альфонсо Куарон может стать режиссером следующего фильма о Бонде
Новости — 23 марта, 12:40
По следам премии «Оскар». «Настоящая боль», «Боб Дилан: Никому не известный», «Мальчики из "Никеля"», «5 сентября», «Конклав»
Новости, Новости — 22 марта, 14:15
Словетский выпустил альбом Fin de siècle. Это трибьют Иосифу Бродскому
Новости, Новости — 21 марта, 16:17
Карпентер, Родриго, Doechii и Tyler, The Creator: объявлены хедлайнеры чикагского Lollapalooza
Новости, Новости — 21 марта, 11:36
МТС закроет Nuum — собственный аналог YouTube и TikTok
Новости, Новости — 20 марта, 18:00
Финал истории в трейлере 6-го сезона «Рассказа служанки»
Новости, Новости — 20 марта, 15:55
Пэрис Хилтон выпустит тру-крайм-подкаст My Friend Daisy
Новости — 20 марта, 13:35
Университетские разборки, история Кристобаля Валенсиаги и комикс о Жан-Мишель Баския: 9 книжных новинок февраля
Новости, Новости — 20 марта, 11:37
Что это за место такое: итальянский ресторан «.оригинал» на Земляном Валу
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты