Интервью, Музыка — 31 августа 2022, 13:25

О подкастах, перформансах и плитке. Интервью с композитором Кирой Вайнштейн

Текст:
Аня Васянина,
старший редактор
Кира Вайнштейн известна в первую очередь по своему проекту Kira Lao, который в прошлом был гитарной группой, а сейчас, скорее, сольный проект артистки, ушедшей в электронику и эмбиент. Но на этом заслуги Киры не заканчиваются. В 2022 году Вайнштейн, уже три года сотрудничающая со студией «Либо/Либо», сделала звуковое оформление подкаста о вольном городе Харбине. SRSLY поговорил с медиа-художницей и обладательницей премии Сергея Курехина о родном Великом Новгороде, саунд-дизайне книг и музыкальных guilty pleasures.

Вы писали у себя инстаграме** , что в свое время вели блокноты. Какие аффирмации в них сейчас? Еще в 2019 году вы мечтали писать музыку для подкастов. Получается, все сбылось довольно быстро?

Блокноты я подзабросила. Что такое аффирмации — не знаю, однако мечта работать композитором была у меня с детства. Так что я долго шла к ее реализации. Но знакомство с Ликой Кремер и работа в студии «Либо/Либо» кардинально изменили мою жизнь. Я рада, что сейчас могу посвятить все свое время музыке и звуку. Мне очень повезло, и я просто обожаю свою работу. 

В чем особенность композиторской работы для подкастов? Ну и вообще джинглов.

Если говорить про джинглы, то это не просто какой-то «трямс» в начале подкаста. Это аудиологотип проекта. Фактически, создавая джингл для подкаста, я работаю над его фирменным стилем. Тут можно провести параллель с дизайном: я ищу уникальное звучание для проекта, стремлюсь с помощью звука подчеркнуть характер материала, настроение, подсветить тему, задать темп повествования. То есть формирую звуковую идентичность подкаста. В идеальном случае такой джингл нельзя взять и переставить в другой проект, потому что в нем обязательно будут какие-то смысловые якоря. И, конечно, это должна быть запоминающаяся музыка. Чтобы ты буквально пару раз послушал, и главная тема прочно застряла у тебя в голове.

Особенность композиторской работы в подкастах во многом похожа на работу в театре. Ты так же работаешь с текстом, пытаешься удержать внимание слушателя разными режиссерскими решениями. Тут — надо сделать звуковой акцент, тут — чтобы сердечко защемило, здесь — тишина, пауза, дальше — важная мысль, а тут нужно быть незаметным. Но, в отличие от театра, здесь максимально сжатые сроки. Разница примерно как издавать печатный журнал, который выходит раз в три месяца, или работать в информационном агентстве, где новости появляются каждую минуту.  

Как вы стали сотрудничать с «Либо/Либо»?В какой момент вас подключили к производству подкаста о Харбине?

В качестве тестового задания мне дали написать джингл для подкаста «Поэпизодный план». И дальше началось очень интенсивное сотрудничество, которое продолжается уже третий год. Самым первым моим проектом в студии был подкаст «Золотой маски» про театр — «Как посмотреть», я ездила в разные театры с рекордером, записывала, как монтируют декорации и идут репетиции, брала интервью. Но больше всего мне запомнилось, как мы вместе с Лизой Каменской ходили на бейби-спектакль «Театр на ладошке. Осень». 

Еще был проект «Хроники еды» с «Кухней на районе»: у меня была идея сделать иммерсивное гастрономическое путешествие с шипением масла, звуками кофейной машины и историческими хрониками. Сейчас я работаю над нашим самым амбициозным проектом — первым англоязычным подкастом Control Shift, который мы делаем вместе с дизайн-агентством Humble Team, и, собственно, историческим подкастом про Харбин, придуманным Семеном Шешениным. 

#INSERT_ARTICLE#

Для создания подкаста ваши коллеги перелопатили гору информации. Как вы готовились к «Харбину», что изучали? Звучат ли там переработанные мелодии или оригинальные треки? Какие инструменты были задействованы?

Семен Шешенин пришел ко мне с конкретным запросом и референсами. Поэтому моя задача заключалась в том, чтобы попытаться соединить все его хотелки в одном продукте: напористый саунд, что-то между индастриалом и хип-хопом, культурные отсылки (Россия — Китай). И в качестве звукового якоря Семен просил использовать звуки викторолы (кабинетный граммофон. — Прим. SRSLY), которую одна русская семья привезла из Харбина. Сейчас она является экспонатом музея «Мемориала»* (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY).

После нескольких драфтов я предложила вариацию одной знаменитой народной русской мелодии, но я специально не буду ее называть, чтобы она осталась загадкой. Кстати, мои коллеги разгадывали ее примерно два месяца. Половину композиции эта мелодия звучит довольно иронично под хип-хоп-бит, а потом развивается в тревожную эпичную оркестровку — таким образом я хотела подчеркнуть характер подкаста. Местами он пробивает до слез, но есть в нем и искрометные шутки, для которых Семен очень точно находит место.

Вы записывали саундтрек к «Харбину» также в собственной студии?

Над «Харбином» я работала преимущественно в студии «Либо/Либо» по ночам. (Улыбается.) Так сложилось.

В своем профайле вы говорите, что all the world is my studio. Как вы к этому пришли, что можете работать в любом месте и при любом шуме?

Я пришла к этому после многолетней работы в театре, когда нужно быстро что-то докручивать в реал-тайме на площадке. А еще эта идея, которую Антон Маскелиаде продвигает на своих курсах. На самом деле есть огромный психологический барьер в том, чтобы начать писать стихи, или рисовать, или делать музыку. Но творчество требует такой же дисциплины и усердия как спорт. Ведь не обязательно покупать красивые лосины, чтобы начать тренироваться. Вот и в музыке такая же история: на каком-то этапе можно спокойно обойтись без дорогих синтезаторов, микрофонов и прочих штук, важно успеть зафиксировать идею — муза не будет ждать. И это можно делать подручными средствами где угодно. А еще мне просто иногда надоедает сидеть в квартире и хочется сменить обстановку. Меня вдохновляет смена пространства, обожаю работать в самолетах и поездах.

#INSERT_ARTICLE#

Учились ли вы вокалу? Где, как, с кем занимались?

Брала буквально пару уроков, но серьезно никогда не занималась. Просто слушала записи других вокалистов и пыталась повторять, а также записывала свое пение, слушала, очень много импровизировала.

Вы пишете музыку для себя, участвуете в импровизационных коллаборациях, создаете звуковое оформление для выставок, фильмов, спектаклей и работаете над арт-проектами. Как вас на все хватает? Не боитесь распылиться? На чем хотели бы сосредоточиться? 

Когда занимаешься любимым делом, то время пролетает незаметно.
#INSERT_ARTICLE#

Когда занимаешься любимым делом, то время пролетает незаметно. Работа так захватывает, что иногда не можешь остановиться, пока не доведешь до определенного этапа. Я люблю, когда проектов много, когда жизнь очень насыщенная. Наоборот, пробуя разное, я обогащаю свой профессиональный багаж. И опыт работы в выставочном пространстве помогает при постановке в театре, работа в театре помогает в дизайне подкастов. Инженерный подход иногда очень нужен в работе над медиа-артом. Я принципиально не хочу выбирать что-то одно. 

Когда вы начали заниматься перформансами? Когда почувствовали себя в них уверенно? Вы сами в них участвуете или там только ваша музыкальная рука? 

С 2017 года я сотрудничаю с хореографами Алексеем Нарутто и Ольгой Тимошенко. За это время мы выпустили четыре совместные работы, включая «Тоннель памяти голодного лиса» и «Рыбы выбирают лед». Сейчас завершаем пятую при поддержке фестиваля Context. Diana Vishneva. Ее премьера состоится 13 и 14 сентября в ДК «Рассвет» как часть арт-ярмарки Cosmoscow. Это танцевальные перформансы, для которых я написала музыку и просто исполняю ее живьем. Несмотря на то, что я не участвую в постановках как перформер, в спектакле «Тоннель памяти голодного лиса» я читаю медиапоэзию Андрея Черкасова.


Нужна ли наслушанность классикой для музыканта? В духе «это база».

Мне кажется, что сейчас важен широкий кругозор. Не стоит зацикливаться на чем-то одном. И потом… что считать классикой?

Есть ли какое-то музыкальное guilty pleasure?

Группа «Агата Кристи», песня «КиШа» «Сапоги мертвеца».

Проект Kira Lao получил в свое время несколько музыкальных премий. Они имеют для вас какое-то значение?

Да, это было важно на старте. Сейчас думаю, что тоже им обрадуюсь. Та музыка, которой я занимаюсь, еще не институализирована в России, и поэтому в некоторых ситуациях те или иные награды выступают в роли «знака качества» для аудитории, заказчиков. Надеюсь, эти правила игры со временем изменятся. 

Для каких книг делали саунд-дизайн? По какому принципу вы их отбираете? Приходилось ли читать сами произведения или достаточно было саммари и синопсиса?

Это все работа на заказ. Приходит заказчик и говорит: «Есть такая книга, будешь делать звук?» Так что я не занимаюсь отбором литературы. Это очень дорогой продакшен, начиная от очистки прав на текст до записи голоса актера или актрисы. Я на этих проектах отвечала только за саунд-дизайн и его концепцию.

Весной 2021 года я начала сотрудничать с Bookmate в качестве звукорежиссера и саунд-дизайнера. Летом сервис запустил несколько аудиосериалов, и я занималась их оформлением вместе с моими партнерами Михаилом Мясоедовым и Иваном Прокофьевым. Мы сделали пять сериалов, например, в «Коже» Евгении Некрасовой, весь дизайн был построен вокруг песни «АИГЕЛ». В сериале «Пионер» мы сонифицировали данные советских спутников, в «Веле» писали эпичный саундтрек, а «Бабара» делали вместе со студией «Либо/Либо» для Сберзвука. «Тео — театральный капитан» читал Юра Сапрыкин, эта вещь выходила в рамках проекта «Сперва роди. Книжки». 

Вы очень dedicated родным краям, местам, где вы выросли. Не планируете ли со временем вернуться туда?

Я уже с зимы живу на два города. В Москву приезжаю, если есть какие-то проекты, требующие личного присутствия. Например, выпуск спектаклей.

В чем черпаете ресурс, помимо созерцания природы и велопрогулок?

Летом 2022 года я увлеклась плаванием на каяке. И оказалось, что это очень переключает. От моего офиса в Великом Новгороде до реки Волхов — пятнадцать минут. Люблю смену обстановки, поэтому стараюсь путешествовать. Велопрогулки тоже люблю, но сейчас реже получается. Да и по Новгороду я больше люблю ходить пешком, гулять в парках. Очень вдохновляет обучение и общение с коллегами. Другая музыка, особенно искусно сделанная.

В Новгороде вам комфортнее? Спокойнее?

В Новгороде я успеваю продуктивно поработать и отдохнуть, в Москве у меня получается только работать. Как бы я ни любила этот город, все таки расстояния тут другие, и при всех стараниях у меня не получается организовать свою жизнь внутри какого-то одного района.

Тут из одного конца города в другой даже с учетом самых больших пробок всего 20–25 минут на машине. Когда выдается свободное время (а это всегда непредсказуемо), я иду к реке и катаюсь по пути «из варяг в греки». 

В Москве можно бесконечно договариваться о встрече, но так и не увидеться. В Новгороде, если мне хочется пообщаться, я просто выхожу в определенное время к Кремлю и обязательно встречаю кого-нибудь знакомого, и у нас завязывается беседа. Или иду в кофейню «Монокль», и там тоже обязательно будет кто-то знакомый. И, конечно, я очень рада, что теперь благодаря удаленной работе могу больше времени проводить с семьей. 

Планируете ли записывать альбомы дальше, уже сольно?

У меня есть сольный альбом: Kira Lao — «Тревожный опыт». 


Будут ли еще? Вам нравится работать в группе, с командой или все же единолично?

В каждом формате есть и плюсы и минусы. Но если так задумываться, то единоличного творчества не существует. Потому что ты всегда опираешься на чужой опыт и результат труда других людей, будь то программа Ableton или даже фортепиано. И, конечно, это множество бытовых благ, которые создают условия для работы, — от электричества до еды в супермаркете. Даже если я просто буду петь в лесу, то через мои песни будет просвечивать культурный код, который я усвоила.

Где вы SMM-менеджерили? Как долго?

Я начинала работать SMM-щиком в 2011 году в агентстве «РИА Новости». Потом был долгий перерыв. И с 2015 по 2019-й я вела соцсети компании «Ватра Керамика». Плюс писала разные статьи про плитку на Houzz.

А как плитка вошла в вашу жизнь? Откуда к ней интерес? Как он проявляется в быту?

Это было случайно. Я поступила в Школу Родченко и искала работу со свободным графиком. Разместила объявление в фейсбуке** , и Петр Отоцкий (тогда коммерческий директор фирмы) позвал меня на собеседование. Многие знают Петю в музыкальной тусовке как авангардного барабанщика, который записывается с группой «Ленина Пакет», играет импровизационные концерты. Он очень многогранная личность  — кандидат наук, математик. И это очень большая удача, что мы встретились. Мне было интересно работать с таким руководителем. Мы до сих пор дарим друг другу разные декоративные плитки. Он пробудил у меня интерес и любовь к дизайну интерьеров, керамике — это же отдельное искусство. И эту идею мы старались транслировать через наши соцсети. 

Знаете же знаменитое панно «Лица мира» на Белорусской? Это азулежу фабрика из Лиссабона подарила Москве на 850-летие. Так вот, к нам приезжали сотрудники этой фабрики и рассказывали о том, как они делают паблик-арт Португалии. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Анна Титова
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Аня Васянина
старший редактор

Здоров! Я — Аня, редактор в SRSLY и просто редактор по жизни. Всей душой люблю «Доктора Хауса», фильмы Дэвида Финчера, блюз-рок, людей с секси мозгом и куда-то ехать. В свое время мне советовали бить в одну точку интересов, чтобы прослыть профи в определенной сфере, но это оказалось не так увлекательно, да и попросту невозможно — в итоге я знаю все про всех, но по чуть-чуть. Не считаю зазорным употреблять феминитивы, не приемлю токсичную маскулинность, уважаю энергетики.

Читайте также
Кино — 19:40, 20 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
Музыка — 13 ноября, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Новости, Новости — 13 ноября, 10:55
Искренняя жажда коннекшена, романтизация всего и мейнстрим: Spotify выпустил ежегодное исследование Culture Next о музыкальных привычках зумеров
Новости, Новости — 12 ноября, 19:34
Нурлан Сабуров стал лицом коллаборации VK и бренда F | ABLE
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих