Обзоры, Кино — 14 июля 2022, 10:30

Что там в кино: «Булки», «Венецияфрения», «Первая любовь»

Туристам в Венеции не место. Кристина Асмус печет плюшки на Шри-Ланке. Дайан Крюгер сверхурочно спасает свой брак. Антон Фомочкин рассказывает о новинках проката.

«Булки»

Был бы милый рядом — больше ничего не надо. Ударница труда на протвинском хлебозаводе Таня Бабанина (Кристина Асмус) провинциально неприхотлива в своих желаниях. Роспись в ЗАГСе и распитое на парковке, дешевое шампанское — камерное торжество «для своих». Свадьба с @#$аковатым стартапером (Арсений Робак), который мутит дела, не сходя с дивана, —  такая вот любовь навеки. «Сказочное Бали» — заклинание на сладкий медовый месяц. Вопреки обещаниям, первую брачную ночь жених проводит в местном кабаке со случайными спутницами, так и не забронировав чартер на юга. Напившись с горя, Бабанина покупает первый попавшийся тур (промахивается и вместо Бали выбирает Шри-Ланку), впопыхах собирается (чемодан потеряется при перелете) и с диким похмельем поутру просыпается под пальмой (в панике и без паспорта). Таня прибивается к обосновавшимся на побережье дауншифтерам-соотечественникам, начинает печь булки (потому что больше ничего не умеет), входит во вкус и совсем не торопится обратно. 

Кадры из фильма «Булки»
#INSERT_ARTICLE#

Отечественная комедия, фиксирующая конец эпохи тропического дауншифтинга. К началу 20-х по пляжам (близ) Индии остались слоняться только самые неприкаянные. «Булки» — рифма к выдающейся «Родине» Петра Буслова, аляповатая (не меньше десяти процентов хронометража занимают стоковые перебивки и виды на Шри-Ланку с дрона) и запоздалая, но за жанровой легковерностью здесь копошатся все те же характеры и нравы. Немолодые грузные бизнесмены в нелепых цветастых пиджаках с вечной испариной на лбу (застрявшие в девяностых — как рыбы в воде ощущают себя в местном хаосе). Нетрезвые залетные туристы. Возненавидевшие все русское в себе 30-летние, которые при этом олицетворяют собой все то, что так презирают. Просветленные альфонсы. Расчетливые барышни-приживалы. 

Посреди обобщенной повести Салтыкова-Щедрина, разыгранной в южных широтах, стоит простая, всепрощающая, наивная деваха Таня Бабанина. По одну сторону океана у нее — подмосковная мерзлота (такая родная и ласковая в своем безразличии) с ублюдочным манипулятором-бойфрендом и такой же по-детски доверчивой матерью, как и она сама, по другую — Вавилон в миниатюре, вариация ситкома «Друзья» в декорациях бунгало и русская выпечка на экспорт. Ее пример — другим наука: Бабанина не изживает в себе полный скепсиса внутренний голос, побуждающий держать синицу в руках (хрущевка, маршрутка, завод), а примиряется с ним и идет дальше. «Хорошо там, где нас нет» — пора возвращаться домой (конечно же, поверив в свои силы), а там, глядишь, в Протвино и зима закончится. Впрочем, можно отмахнуться от любых подтекстов, не париться и смотреть «Булки» как непритязательный, компетентный, летний ромком про то, что любовь лечит любой раскол (как внутренний, так и внешний).



«Венецияфрения» (Veneciafrenia)

Пятерка испанских туристов отправляется на совместный отдых в Венецию: в программе — ужин в премиум-ресторане, участие в карнавале и ежевечерние попойки. Там им не слишком рады. Бродяга в костюме шута Риголетто (Козимо Фуско) преследует новоприбывших и, очевидно, замышляет недоброе. Местные встречают круизные лайнеры с протестными транспарантами, посылая чужаков вернуться домой. Завсегдатаи баров, продавцы в маленьких лавчонках, администраторы на ресепшн — над испанцами откровенно глумятся. Поддавшись духу авантюризма, друзья проводят ночь в подземном техно-клубе (пароль для входа — также Риголетто, что никого не смущает) и «забывают» там товарища. Утром — ни клуба, ни следа пропавшего. Полиция разводит руками. Шут кромсает иностранцев посреди бела дня. Отрубленные головы летят в венецианские каналы. Окружающим, в общем-то, все равно. 

#INSERT_ARTICLE#

Больше 30 лет Алекс де ла Иглесиа упивается репутацией возмутителя спокойствия и работает, что называется, на имидж. Раздача пощечин общественному вкусу, франкизму, католицизму, капитализму и даже новогодним голубым огонькам давно стала для него самоцелью. Каждый новый фильм испанца (за редким исключением) к исходу первого часа разваливается на серию разрозненных кровожадных скетчей и этюдов — не стала исключением и «Венецияфрения». Поверхностные исповедальные разговоры испанцев в беде перемешаны с цирковыми номерами театра жестокости. Поочередные пятнашки с маньяком — не более чем буффонада, утомительные кувырки через себя и партнера на потеху публике. Кульминация формальна, постановщика будто бы огорчает сам факт окончания представления, потому он предпочитает оборвать его на полуслове. 

Познания об Италии и самой Венеции у Иглесиа на уровне тех же незадачливых путешественников. Площадь Сан-Марко. Засилье голубей. Игра протяжных солнечных бликов на шеренгах аккуратных дворцов, покоящихся вдоль водных каналов. Маски. Маски. Маски. Героев терроризирует то Риголетто, то чумной доктор. Ассоциации очевидны, равно как и издевки над цифровизацией — толпа приезжих с радостью обнажает камеры смартфонов, запечатлевая публичное убийство (нападающий в костюме шута, автоматически превращает происходящее в площадной театр). Единожды забавная находка, перестает быть остроумной, стоит Иглесиа повторить ее трижды. Вапоретто — бесспорно, клаустрофобическое место. Венеция в простонародье — город смерти: многолетняя мифологизация в культуре сделала свое дело. Но вместо того чтобы прочувствовать экзистенциальный ужас от бесконечных блужданий в лабиринтах улиц-двойников, Иглесия суетится, перебирает в памяти любимые джалло-фильмы, беспричинно цитирует Висконти и старается поскорее выйти к воде. Мало кому Венеция оказывается по зубам — для сатирических параллелей саранчи и туристов нужно брать куда менее амбициозные высоты: например, восточноевропейские, как некогда Элай Рот в «Хостеле» (причем куда более успешно). 


«Первая любовь» (First Love)

Выпускной класс. Подростки пачками рассылают свои анкеты в колледжи. Родители примиряются с тем, что вскоре останутся дома одни. Кей (Дайан Крюгер) и Грег (Джеффри Донован) провожают во взрослую жизнь сразу двух своих сыновей. Старший уже укатил в морфлот, младший Джим (Хиро Файнс-Тиффин) заканчивает учебу в школе и надеется на спортивную стипендию. Тихие американские городки накрывают волны-последствия финансового кризиса 2008-2009 годов. Рецессия. Увольнения. Коррекция рынка. Грег теряет работу и опускает руки. Кей пытается спасти брак, но слишком устает — содержать семью нелегко. Джим тем временем не замечает никаких трещин в родительских отношениях. Влюбившись в свою сверстницу Энн (Сидни Пак), юноша вообще ничего не замечает и набивает на своих чувствах шишки. 

#INSERT_ARTICLE#

«Ухватитесь за воспоминания, помните их до самого конца, они спасают», — напутствует молодых Грег ближе к финалу (проведя до того несколько лет на диване, пережидая кризис среднего возраста). На экране — колесо сансары, идеалистические и возвышенные отношения простых и сломленных людей в разрезе разных поколений. «Первую любовь» продают как наследника франшизы «После» (подростковой мелодрамы в жанре легчайшей, невинной эротики), но в действительности это воздушное и неспешное лавстори в традиции Терренса Малика. А.Дж. Эдвардс — наверное, самый последовательный ученик режиссера «Пустошей» (другие способные падаваны — постановщик «Волн» Трей Эдвард Шульц и автор документалки про рэпера Lil Peep Себастьян Джонс). Герои его фильмов, так же как и у мастера, практически не смотрят друг другу в глаза и во время молчаливых прогулок с собеседником ходят будто бы сами по себе. 

Эдвардс широкими мазками пишет свое «Древо жизни», осмысляя 2010-е. На правах архетипической ласковой матери у него выступает Дайан Крюгер (вместо Джессики Честейн). Строгого, мятежного отца играет острохарактерный артист Донован (а не Брэд Питт). Поэтика обыденности. Фактура современных колледжей не мешает обращаться к возвышенной традиции Шекспира (в кадре читают монолог из «Сна в летнюю ночь»). Первая и вечная в контексте любви — синонимы. Школьная лирика умеренно очаровательна, но в своем желании объять необъятное (что небеспричинно получается только у Малика) Эдвардс иллюстрирует общие понятия и не может пробраться к их сути. В своем предыдущем фильме «Кто в пятницу родился» (интимном и удачном) режиссер полагался на иллюстрации внутренних состояний своего героя и был куда менее многословен. Может, и на этот раз Джиму и Энн стоило бы просто замолкнуть и посмотреть друг другу, а там  и фильм стал бы короче, и в любовную историю верилось бы больше. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Продюсер
Джессика
Честейн
Актёр, Продюсер
Брэд
Питт
Актёр
Кристина
Асмус
Читайте также
Новости — 17:30, 1 октября 2025
Не нам судить, но мы обсудим: как шоу «Ваша честь» превратило суд в стендап
Кино — 1 октября, 17:30
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Крушащая машина», «Молчаливый друг», «Завещание Анны Ли», «Стереодевчонки»
Новости, Новости — 1 октября, 17:30
Zara представит коллаборацию с 50 звездами
Новости, Новости — 1 октября, 16:45
Анджей Сапковский выпустил новую книгу о Ведьмаке
Новости, Новости — 1 октября, 15:00
Триллер для A24 снимет режиссер «Одного целого»
Новости, Новости — 1 октября, 10:20
Pitchfork опубликовал рейтинг 100 лучших хип-хоп альбомов всех времен
Новости, Новости — 30 сентября, 19:15
«Няня Оксана», «Родители родителей» и еще 5 новых комедий этой осени
Новости, Новости — 30 сентября, 18:10
В Америке появилась первая ИИ-актриса
Новости, Новости — 30 сентября, 17:45
The Neighbourhood возвращаются с новым альбом
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 30 сентября, 17:05
Группа «Пути отхода» выпустила альбом «Легкий способ бросить грустить»
Новости — 30 сентября, 15:30
I want деликатные. Банки-склянки городской девчонки
Новости, Новости — 30 сентября, 13:50
Bad Bunny станет хедлайнером Супербоула-2026
Новости, Новости — 30 сентября, 12:40
Google сменил логотип впервые за 10 лет
Новости, Новости — 30 сентября, 11:30
Букеровская премия представила шорт-лист 2025 года
Новости, Новости — 29 сентября, 17:50
Смотрим новый трейлер фильма «Простоквашино» Сарика Андреасяна
Новости, Новости — 29 сентября, 16:05
Вышла RidePods — первая игра для AirPods
Интервью — 29 сентября, 15:57
«Посмотрим, увидим, доживем». Интервью с фуд-блогером Супер Стасом
Новости, Новости — 29 сентября, 15:20
Дочь Дэвида Линча может экранизировать его последний сценарий
Новости, Новости — 29 сентября, 14:10
Создатель «Отчаянных домохозяек» снимет сериал для Netflix
Новости, Новости — 29 сентября, 12:15
Синтия Эриво и Ариана Гранде в трейлере мюзикла «Злая: Навсегда»
Новости, Кино — 26 сентября, 19:20
«Олдскул», «Мамонты» и другие новые сериалы о столкновении поколений
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 сентября, 19:00
Florence + The Machine выпустили новый трек One Of The Greats
Новости, Новости — 26 сентября, 18:30
Вышел трейлер киноромана «Хроники русской революции» с Юрой Борисовым
Новости, Новости — 26 сентября, 13:30
Магия детства и посвящение гикам: «Очень странные дела» выпустили фичуретку
Новости, Новости — 25 сентября, 17:05
Объявлены даты проведения кинофестиваля Mental Health Film Festival
Новости, Новости — 25 сентября, 15:50
Барабанщик Arctic Monkeys запустил сольный проект Terrific
Новости, Кино — 25 сентября, 14:56
Михалкова, Снигирь и Хабенский: фестиваль «Маяк» объявил программу
Новости, Новости — 25 сентября, 14:05
Ник Кейв получил почетную докторскую степень Королевского колледжа искусств
Новости, Новости — 25 сентября, 13:40
Variety опубликовал топ «10 актеров, за которыми стоит следить в 2025 году»
Новости, Новости — 25 сентября, 12:30
Новая история Франкенштейна: вышел тизер фильма «Невеста»
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы