Обзоры, Кино — 14 июля 2022, 10:30

Что там в кино: «Булки», «Венецияфрения», «Первая любовь»

Туристам в Венеции не место. Кристина Асмус печет плюшки на Шри-Ланке. Дайан Крюгер сверхурочно спасает свой брак. Антон Фомочкин рассказывает о новинках проката.

«Булки»

Был бы милый рядом — больше ничего не надо. Ударница труда на протвинском хлебозаводе Таня Бабанина (Кристина Асмус) провинциально неприхотлива в своих желаниях. Роспись в ЗАГСе и распитое на парковке, дешевое шампанское — камерное торжество «для своих». Свадьба с @#$аковатым стартапером (Арсений Робак), который мутит дела, не сходя с дивана, —  такая вот любовь навеки. «Сказочное Бали» — заклинание на сладкий медовый месяц. Вопреки обещаниям, первую брачную ночь жених проводит в местном кабаке со случайными спутницами, так и не забронировав чартер на юга. Напившись с горя, Бабанина покупает первый попавшийся тур (промахивается и вместо Бали выбирает Шри-Ланку), впопыхах собирается (чемодан потеряется при перелете) и с диким похмельем поутру просыпается под пальмой (в панике и без паспорта). Таня прибивается к обосновавшимся на побережье дауншифтерам-соотечественникам, начинает печь булки (потому что больше ничего не умеет), входит во вкус и совсем не торопится обратно. 

Кадры из фильма «Булки»
#INSERT_ARTICLE#

Отечественная комедия, фиксирующая конец эпохи тропического дауншифтинга. К началу 20-х по пляжам (близ) Индии остались слоняться только самые неприкаянные. «Булки» — рифма к выдающейся «Родине» Петра Буслова, аляповатая (не меньше десяти процентов хронометража занимают стоковые перебивки и виды на Шри-Ланку с дрона) и запоздалая, но за жанровой легковерностью здесь копошатся все те же характеры и нравы. Немолодые грузные бизнесмены в нелепых цветастых пиджаках с вечной испариной на лбу (застрявшие в девяностых — как рыбы в воде ощущают себя в местном хаосе). Нетрезвые залетные туристы. Возненавидевшие все русское в себе 30-летние, которые при этом олицетворяют собой все то, что так презирают. Просветленные альфонсы. Расчетливые барышни-приживалы. 

Посреди обобщенной повести Салтыкова-Щедрина, разыгранной в южных широтах, стоит простая, всепрощающая, наивная деваха Таня Бабанина. По одну сторону океана у нее — подмосковная мерзлота (такая родная и ласковая в своем безразличии) с ублюдочным манипулятором-бойфрендом и такой же по-детски доверчивой матерью, как и она сама, по другую — Вавилон в миниатюре, вариация ситкома «Друзья» в декорациях бунгало и русская выпечка на экспорт. Ее пример — другим наука: Бабанина не изживает в себе полный скепсиса внутренний голос, побуждающий держать синицу в руках (хрущевка, маршрутка, завод), а примиряется с ним и идет дальше. «Хорошо там, где нас нет» — пора возвращаться домой (конечно же, поверив в свои силы), а там, глядишь, в Протвино и зима закончится. Впрочем, можно отмахнуться от любых подтекстов, не париться и смотреть «Булки» как непритязательный, компетентный, летний ромком про то, что любовь лечит любой раскол (как внутренний, так и внешний).



«Венецияфрения» (Veneciafrenia)

Пятерка испанских туристов отправляется на совместный отдых в Венецию: в программе — ужин в премиум-ресторане, участие в карнавале и ежевечерние попойки. Там им не слишком рады. Бродяга в костюме шута Риголетто (Козимо Фуско) преследует новоприбывших и, очевидно, замышляет недоброе. Местные встречают круизные лайнеры с протестными транспарантами, посылая чужаков вернуться домой. Завсегдатаи баров, продавцы в маленьких лавчонках, администраторы на ресепшн — над испанцами откровенно глумятся. Поддавшись духу авантюризма, друзья проводят ночь в подземном техно-клубе (пароль для входа — также Риголетто, что никого не смущает) и «забывают» там товарища. Утром — ни клуба, ни следа пропавшего. Полиция разводит руками. Шут кромсает иностранцев посреди бела дня. Отрубленные головы летят в венецианские каналы. Окружающим, в общем-то, все равно. 


Больше 30 лет Алекс де ла Иглесиа упивается репутацией возмутителя спокойствия и работает, что называется, на имидж. Раздача пощечин общественному вкусу, франкизму, католицизму, капитализму и даже новогодним голубым огонькам давно стала для него самоцелью. Каждый новый фильм испанца (за редким исключением) к исходу первого часа разваливается на серию разрозненных кровожадных скетчей и этюдов — не стала исключением и «Венецияфрения». Поверхностные исповедальные разговоры испанцев в беде перемешаны с цирковыми номерами театра жестокости. Поочередные пятнашки с маньяком — не более чем буффонада, утомительные кувырки через себя и партнера на потеху публике. Кульминация формальна, постановщика будто бы огорчает сам факт окончания представления, потому он предпочитает оборвать его на полуслове. 

Познания об Италии и самой Венеции у Иглесиа на уровне тех же незадачливых путешественников. Площадь Сан-Марко. Засилье голубей. Игра протяжных солнечных бликов на шеренгах аккуратных дворцов, покоящихся вдоль водных каналов. Маски. Маски. Маски. Героев терроризирует то Риголетто, то чумной доктор. Ассоциации очевидны, равно как и издевки над цифровизацией — толпа приезжих с радостью обнажает камеры смартфонов, запечатлевая публичное убийство (нападающий в костюме шута, автоматически превращает происходящее в площадной театр). Единожды забавная находка, перестает быть остроумной, стоит Иглесиа повторить ее трижды. Вапоретто — бесспорно, клаустрофобическое место. Венеция в простонародье — город смерти: многолетняя мифологизация в культуре сделала свое дело. Но вместо того чтобы прочувствовать экзистенциальный ужас от бесконечных блужданий в лабиринтах улиц-двойников, Иглесия суетится, перебирает в памяти любимые джалло-фильмы, беспричинно цитирует Висконти и старается поскорее выйти к воде. Мало кому Венеция оказывается по зубам — для сатирических параллелей саранчи и туристов нужно брать куда менее амбициозные высоты: например, восточноевропейские, как некогда Элай Рот в «Хостеле» (причем куда более успешно). 


«Первая любовь» (First Love)

Выпускной класс. Подростки пачками рассылают свои анкеты в колледжи. Родители примиряются с тем, что вскоре останутся дома одни. Кей (Дайан Крюгер) и Грег (Джеффри Донован) провожают во взрослую жизнь сразу двух своих сыновей. Старший уже укатил в морфлот, младший Джим (Хиро Файнс-Тиффин) заканчивает учебу в школе и надеется на спортивную стипендию. Тихие американские городки накрывают волны-последствия финансового кризиса 2008-2009 годов. Рецессия. Увольнения. Коррекция рынка. Грег теряет работу и опускает руки. Кей пытается спасти брак, но слишком устает — содержать семью нелегко. Джим тем временем не замечает никаких трещин в родительских отношениях. Влюбившись в свою сверстницу Энн (Сидни Пак), юноша вообще ничего не замечает и набивает на своих чувствах шишки. 

#INSERT_ARTICLE#

«Ухватитесь за воспоминания, помните их до самого конца, они спасают», — напутствует молодых Грег ближе к финалу (проведя до того несколько лет на диване, пережидая кризис среднего возраста). На экране — колесо сансары, идеалистические и возвышенные отношения простых и сломленных людей в разрезе разных поколений. «Первую любовь» продают как наследника франшизы «После» (подростковой мелодрамы в жанре легчайшей, невинной эротики), но в действительности это воздушное и неспешное лавстори в традиции Терренса Малика. А.Дж. Эдвардс — наверное, самый последовательный ученик режиссера «Пустошей» (другие способные падаваны — постановщик «Волн» Трей Эдвард Шульц и автор документалки про рэпера Lil Peep Себастьян Джонс). Герои его фильмов, так же как и у мастера, практически не смотрят друг другу в глаза и во время молчаливых прогулок с собеседником ходят будто бы сами по себе. 

Эдвардс широкими мазками пишет свое «Древо жизни», осмысляя 2010-е. На правах архетипической ласковой матери у него выступает Дайан Крюгер (вместо Джессики Честейн). Строгого, мятежного отца играет острохарактерный артист Донован (а не Брэд Питт). Поэтика обыденности. Фактура современных колледжей не мешает обращаться к возвышенной традиции Шекспира (в кадре читают монолог из «Сна в летнюю ночь»). Первая и вечная в контексте любви — синонимы. Школьная лирика умеренно очаровательна, но в своем желании объять необъятное (что небеспричинно получается только у Малика) Эдвардс иллюстрирует общие понятия и не может пробраться к их сути. В своем предыдущем фильме «Кто в пятницу родился» (интимном и удачном) режиссер полагался на иллюстрации внутренних состояний своего героя и был куда менее многословен. Может, и на этот раз Джиму и Энн стоило бы просто замолкнуть и посмотреть друг другу, а там  и фильм стал бы короче, и в любовную историю верилось бы больше. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Продюсер
Джессика
Честейн
Актёр, Продюсер
Брэд
Питт
Актёр
Кристина
Асмус
Читайте также
Образ жизни — 13:10, 22 ноября 2024
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Кино — 22 ноября, 13:10
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 22 ноября, 11:31
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Кино — 18 ноября, 16:50
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих