Обзоры, Кино — 22 июня 2022, 13:11

«Вредные советы» Григория Остера. Рецензия на фильм «Межсезонье»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В российский прокат выходит «Межсезонье», долгострой Александра Ханта (автора «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»), основанный на трагедии псковских подростков. Почему фильм получился пугающим метаироничным комментарием к событию, которое заслуживало минуты молчания, — в нашей рецензии.
«Кто не прыгал из окошка
Вместе с маминым зонтом,
Тот лихим парашютистом
Не считается пока.

Не лететь ему, как птице,
Над взволнованной толпой,
Не лежать ему в больнице
С забинтованной ногой».

Двое зумеров, Саша (Женя Виноградова) и Даня (Игорь Иванов) пытаются заняться сексом на вписке, но в комнату врываются родители девочки (Константин Гацалов и Жанна Пугачева) и прерывают веселье, потому что зумерам заниматься сексом не пристало. Девочка и мальчик сильно возненавидят мир (Сашу третирует отчим-мент, Даню треплет за щечки свеженьким маникюром мама), и отправятся в турне по провинциальному захолустью вершить шаткое правосудие: обносить вещевой рынок, бегать по крышам чужих автомобилей, воровать еду из ресторанов и на последнем дыхании играть в бертолуччевских мечтателей (прилагается даже сцена в ванной).

#INSERT_ARTICLE#

Еще по «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» мы поняли, что Александр Хант видит в России ларек на Казанском вокзале, в котором «в белом танце кружатся» матрешки с гжелью, бюсты генеральных секретарей партии и Забивака, да самовар с ушанкой. Но именно в «Межсезонье» Хант выносит России приговор — «Спаси и сохрани» (надпись на холме под крестом), а зрители, что страшнее, над этим хохочут.

«Сто дней после детства» по-хантовски — это Антоха МС, который запевает свою «Я рожден в стране Россия» под кадры шукшинской деревни, шутливые вставки городского ЖЭК-арта, как бы отображающие мятущийся дух родины, и бесконечные надписи, то тут, то там дидактически проговаривающие бесконечно понятные замыслы.

Кадры из фильма «Межсезонье»

А затем на героев фильма обрушивается настоящая трагедия. Подростки в бегах совершают преступление и постепенно теряют себя как граждан, но обретают как людей. Ернически-иронический тон не сбавляет хода, взрослые персонажи сплошь дураки, вышедшие из анекдотов (полицейский, ковыряющий орехи на рабочем месте, двое из ларца из придорожного кафе и наконец родители, заблудившиеся в скетч-шоу «6 кадров»).

Но наглость, как бы хотелось Ханту, — не в режиссерском и драматургическом взгляде (эти взгляды как раз неуверенны и нерешительны), а в том, что сюжет опирается на настоящую человеческую трагедию псковских подростков, покончивших с собой чуть ли не в прямом эфире. Много лет назад на близком материале Гас Ван Сент выстроил свой шедевр «Слон», в прошлом году, например, Джастин Курзель показал на Каннском кинофестивале своего «Нитрама» о самом массовом расстреле в истории Австралии. Этот фильм не менее безобразный, чем «Межсезонье», поскольку риторика в нем сводилась к следующему: странненького парня довели нечуткие родители. 

Хант оперирует примерно тем же пониманием проблематики — не мы такие, жизнь такая / сила в правде / у кого правда, тот и сильнее — но заходит гораздо дальше в своих опасных исканиях, вырисовывая из подросткового мятежа портрет родины на сломе. Угнанный Range Rover катит черным бумером по проселочным дорогам, а подростки бунтуют, примеряя модные свитера из бабкиного сундука, чтобы предстать моделями Гоши Рубчинского и красиво сесть в кадр.

Кадры из фильма «Межсезонье»
#INSERT_ARTICLE#

Уму непостижимо, зачем час с лишним смешить зрителя ветхими шутками, чтобы в конце концов резко измениться в лице, сказать, что сколь веревочке не виться, заряженное ружье обязательно выстрелит, и даже инициировать попытку изнасилования (дух «Груза 200», ходи здесь и оглядывайся).

Замах на аршин (страшно сказать, высказывание) оборачивается постыдными банальностями: о, современные Ромео и Джульетта, они так любили, так хотели познать мир, но никто не хотел их слышать. Герои берут интервью у прохожих (линия обрывается, как и многие другие) — живется плохо, мол, не только подросткам. Зачем-то ненавидят родителей настолько, что готовы их убить (родители в фильме — несчастные, потрепанные жизнью гипертрофированные страдальцы Альмодовара — только и ищут возможности поговорить с детьми). Хант, точно его герой, в знак протеста бьющий чашку на кухне, и сам на протяжении фильма словно лупит по любимому родительскому ЛФЗшному сервизу и говорит: «На, выкуси».

Но реальность, по справедливости, оказывается сильнее вымысла, и настоящие подростки в документальной вставке на первых кадрах, рассуждающие о своей ненужности, — единственно подлинное свидетельство жизни «Межсезонья». Эту реальность не снабдить бодрым саундтреком и вырвиглазными коврами. Но вместо того, чтобы к ней примериться, придти к сочувствию и психологической точности, Хант, расквитавшийся с семейным фарфором, хватает кольт, как в плохом вестерне, и говорит: «А ну-ка, отними».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Дизайнер
Гоша
Рубчинский
Читайте также
Кино — 19:43, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих