«Шрек» — пожалуй, один из самых популярных мультфильмов студии DreamWorks. И несмотря на то, что первая часть франшизы вышла в далеком 2001 году, поклонников у зеленого огра с болота хоть отбавляй. Причем Шрек любим не только зрителями, но и теми, кто его создал. Так, Майк Майерс, озвучивавший противоречивого героя в оригинале, поделился с ютьюб-каналом GQ, что он был бы рад постоянно работать в этом проекте. Так чем же история Шрека так интересна? Какая в ней заложена философия? По традиции разобрались авторы ютьюб-канала «Правое полушарие интроверта».
Главным отличием вселенной «Шрека» от других анимированных сказок, безусловно, является то, что DreamWorks в пух и прах разнесли те воздушные замки, которые так старательно строили Шарль Перро и другие писатели. В «Шреке» уже знакомые нам герои открываются с иной стороны. Там они живут не в сказке, а скорее в пародии на нее. Так, вместо белого коня мультфильм знакомит зрителей с болтливым ослом, Рапунцель на самом деле лысая и носит парик, у Золушки на лицо ОКР, а Фея-крестная пользуется своим служебным положением, чтобы женить сына на принцессе. Отсюда вытекает первое философское убеждение «Шрека»: сказка — ложь. И хоть у этой фразы есть продолжение (да в ней намек, добрым молодцам урок. — Прим. SRSLY), «Шрек» все эти навязанные стереотипы разрушает, причем весьма безобидно, через смех.
Еще одной отличительной, но крайне привлекательной чертой анимации, можно назвать то, что она создана будто бы из разных кусков, совершенно не сочетающихся друг с другом. Вспомните сцену, когда Фиона рыгает за обеденным столом в присутствии родителей (и по совместительству короля и королевы. — Прим. SRSLY). Проще говоря, в «Шреке» удивительным образом сочетаются высокий стиль, сниженная лексика и сортирный юмор. Но на самом деле пародия и злая ирония, которыми изобилует франшиза, — неотъемлемая часть постмодерна, которым в свое время увлекался философ Жан Франсуа Лиотар. Модерн, обещавший обществу свободу через избавление разума от невежества, по итогу привел к войне и падению гуманизма, поэтому на смену ему пришел так называемый постмодерн.
«Шрек» поднимает еще одну важную тему: в его мире красота и уродство никак не связаны с внутренними качествами персонажей. Во вселенной мультфильмов огров боятся в первую очередь не потому, что они ведут себя злобно, а из-за их внешности. Даже само имя Шрек переводится как «ужас» (с немецкого. — Прим. SRSLY), именно это чувство люди и испытывают при виде героя. Феноменом «уродства» занимался философ Умберто Эко. Раньше нечто диковинное воспринималось людьми как предвестник бед, поэтому итальянского ученого ничуть бы не удивило, что Шрека так пугаются. Мультфильм еще раз доказывает, что не стоит судить о людях, ограх и других существах по внешности.