«Человек в подвале» (L'homme de la cave)
Париж, наши дни. Супружеская пара (Жереми Ренье и Беренис Бежо) решает продать подвал в своем доме. Покупателем оказывается некий Жак Фонзик (Франсуа Клюзе), который поначалу кажется милым соседом. Однако никто даже и догадаться не мог, что это человек, отрицающий холокост.
Режиссер Филипп Ле Гюэ — теневой современник французского кино, прежде всего известный своими ироническими комедиями — в «Человеке из подвала» спускается в опасный и сложный мир психологического триллера, где терпит режиссерское крушение. Великолепные артисты ходят с загадочными и сложными лицами. Крутой по задумке конфликт разрешается тошнотворно медленно и скучно. Редкий на самом деле случай, когда кино на сложную тему с актерами категории «А» не просто не способно выцедить хоть что-то внятное, но оказывается едва ли не худшим французским фильмом года.
«Он» (Lui)
Грустный композитор на распутье (Гийом Кане) решает изолироваться на маленьком острове в Бретани, чтобы привести мысли в порядок. Но вместо этого к нему то и дело приходят призраки жены, любовницы и лучшего друга в перерывах от встреч с врачом, измеряющим давление несчастной жертве творческого кризиса.
«Он» Кане — картина невероятно удобная, чтобы пройтись по ней кинокритическим катком. Немолодой человек никак не определится, кого он хочет трахать больше, Виржини Эфиру или Летицию Касту, тусит на красивом острове в роскошном доме и не может найти в себе силы, чтобы писать музыку к фильму. Но, если не обращать внимания на то, как главный герой тревожно рассматривает лестницы и слушает голосовые от коллег, можно даже проникнуться попыткой самоанализа. Кане, всегда тяготевший к иронической интонации в своих сценарных и режиссерских работах (за исключением, пожалуй, прямолинейного боевика «Не говори никому»), и в фильме про расстроенное кино и жену в постели с другом умудряется не задерживаться на серьезных пассажах и время от времени обращается уже к откровенной комедии положений. Что в целом, конечно, неплохо, но для работы над таким сложным жанром, как лирический фильм-размышление о связи творчества и любви, в чем всегда преуспевали Арно Деплешен и Филипп Гаррель, не нащупывает нерва в своих героях и в повествовании. Впрочем, фильм, похожий и на недавний «Остров Бергмана», и на «Лазурный берег» Анджелины Джоли, идет чуть больше часа двадцати, а событий в нем происходит столько, что иной сериал обзавидуется. Что тут скажешь: на Гийома Кане в джинсовой рубашке и на Летицию Касту с Виржини Эфирой (в любом изводе) смотреть всегда очень приятно.
«Хрупкий» (Fragile)
Аз (Ясин Уиша), работающий на устричной ферме, решает сделать своей девушке (Тифен Давьо) предложение самым элегантным образом, спрятав кольцо в устрицу. Девушка давится и отказывается. Но не потому, что решила, что Аз — идиот, а поскольку очень утомилась в отношениях. Аз сильно переживает, и из депрессии его пытаются вытащить верные друзья, среди которых Лила (Улайя Амамра), предлагающая парню научиться танцевать и вернуть свою девушку.
Принято считать, что на Каннском кинофестивале существуют квоты на французское кино. И это действительно так. Ежегодно смотр поддерживает молодых и заслуженных кинематографистов. В прошлом году из-за количества, полагаю, картин была даже введена новая секция «Каннские премьеры», где со своими новыми восхитительными работами премьерился и Матье Амальрик, и Гаспар Ноэ, и Шарлотта Генсбур, о которой мы писали в прошлом выпуске рубрики, и упомянутый уже в тексте Арно Деплешен. Дебютанты же обычно показывают свои фильмы в «Особом взгляде», «Неделе критики» и «Двухнедельнике режиссеров», иногда в основном конкурсе. Но к чему такое длинное предисловие: всем картинам из этого выпуска рубрики не хватило авторского запала, режиссерской и драматургической мысли, видения, в конце концов.
«Хрупкий» — фильм приятный. Возможно, вдохновленный «Мектубом» Абделатифа Кешиша, первую часть которого режиссер «Хрупкого» Эмма Бенестан и монтировала. Тут много танцуют теплыми летними вечерами, едят устрицы, красиво целуются. В общем, для one night stand movie — вполне, для режиссерского дебюта — мы видели это уже слишком много раз. Но вот с тем, что Улайя Амамра, восходящая французская звезда, уже много лет наступает на пятки Адель Экзаркопулос, поспорить действительно трудно.