Рецензии, Кино — 15 мая 2020, 19:03

Новое французское кино («Кушетка в Тунисе», «Шок будущего», «Дети Айседоры»)

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

В новой рубрике Денис Виленкин собирает совсем свежие французские фильмы, которые вы, скорее всего, упустили и более менее исчерпывающе о них рассказывает.

«Кушетка в Тунисе» (Un Divan à Tunis)


Из французского Парижа в тунисскую Эззахру прилетает молодая женщина по имени Сельма (Голшифте Фарахани), желающая открыть кабинет психотерапии и из простого человеческого альтруизма помогать людям. В Тунисе, впрочем, все как обычно. Люди не очень понимают, зачем вообще существуют психотерапевты, кто-то думает, что Сельма продает себя на этой самой кушетке, а кто-то сердится, что сеанс слишком быстро кончился, не понимая, как в принципе устроена психотерапия.

Самое главное, что нужно знать о «Кушетке в Тунисе» Манель Лабиди: это режиссерский дебют и действительно лирическая комедия про Тунис. В особенности уморительно смешная для тех, кто там бывал. У полиции сократили бюджет и отняли алкотестеры, поэтому дышат теперь не в трубочку, а прямо в лицо офицеру. Женским нижним бельем по-прежнему иногда приходится торговать из-под полы, поэтому Сельме сотрудница городской управы, у которой она пытается получить лицензию на работу, предлагает лифчики по 20 динаров, вывалив их на рабочий стол. Фиктивные браки с геями, чтобы уехать из страны, тоже никуда не делись. Младшая родственница Сельмы мечтает наконец покинуть границу и искренне не может понять, что же в тунисском небольшом городе забыла психотерапевт.

Картина немецкого художника-экспрессиониста Августа Маке «Терраса загородного дома в Сен-Жермен» (ныне Эззахра), 1914 г.

А Сельма — на самом деле не постколониальная зазнайка, как некоторые кличут. Ее маяки дальнего плавания на родину — не комплекс бога с французским гражданством и бескорыстное желание помогать униженным и оскорбленным. Как бы ни эгоистично, но именно через своих немногочисленных пациентов девушка начинает узнавать и себя. И даже когда власти прижимают с тем, что психотерапия должна быть запрещена, выход находится. Теперь никакой кушетки в просторном белом и прохладном кабинете, а только переднее сиденье прокопченного грузовичка. Но и туда выстраивается очередь. Сельма нужна здесь, а это мимолетное «здесь» нужно Сельме.

Три любопытных факта: Мадж Мастур, который играет полицейского, неловко приударяющего за главной героиней, — один из лучших тунисских актеров сегодня, обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в роскошном фильме «Хеди». Сама картина «Кушетка в Тунисе» получила приз зрительских симпатий на Венецианском кинофестивале в секции «Неделя авторов». А название картины отсылает к фильму «Кушетка в Нью-Йорке» Шанталь Акерман.



«Шок будущего» (Le choc du futur)


Париж, 1978 год. Молодая девушка-диджей Ана (Альма Ходоровски) старается найти себя в электронной музыке. Ана лениво встает с кровати, закуривает сигаретку, включает Supernature Cerrone, что, конечно, после Ноэ в «Экстазе» некоторое читерство. Но понятно, вдохновляют ее по-честному великие вещи. А дальше начинается экскурсия в творческий процесс по извлечению звуков из своей головы длиною в день. Надо сказать, это очень симпатичный и странный фильм, который, скорее всего, никто не будет смотреть. Для диджеев в нем слишком мало терминов и слишком много кинематографии, для эстетов в кино он понятен как прямая бочка. Но обаяния у «Шока будущего» решительно не отнять. Представьте себе приятную встречу с друзьями и кофе на свопе пластинок в московском «Пауэрхаусе».

Снято кино с особой любовью к электронике, концу семидесятых и женщинам. Более того, оно, как следует из финального титра, посвящено всем женщинам-пионерам электронной сцены. От Венди Карлос, написавшей саундтреки к «Трону» и «Сиянию», до Лори Шпигель, сочинившей технику алгоритмического звучания. Главная роль — собирательная — у внучки не нуждающегося в представлении режиссера Алехандро Ходоровского. Альма в жизни, кстати, тоже поет в собственной группе Burning peacoсks, поэтому мило видеть, как в фильме ей делают комплименты насчет отличного голоса. А самая главная причина для просмотра, как мне кажется, в том, что режиссер картины, известный музыкант, композитор и музыкальный продюсер Марк Коллин прячет за вот этим мини-признанием в любви к женщинам за вертушками вдохновляющий урок по тому, как рождается хит, складывается из крупиц чувств, отголосков чужих треков и надломанных воспоминаний. А затем танцующие люди в бородатых 70-х уже хотят зашазамить catchy track, но еще не знают, чем это сделать. Шок будущего, не иначе.




«Дети Айседоры» (Les enfants d'Isadora)


Как известно, после смерти своих двух маленьких детей в страшной автокатастрофе танцовщица Айседора Дункан сочинила прощальное соло под названием «Мать». Танец этот — чувственный опыт не то убаюкивания младенца, не то принятия смерти. Почти век спустя главные героини трех разных возрастов и социальных ролей пытаются верно истолковать эмпатические вибрации, заложенные в идею самого танца.


Картина довольно успешного, но малоизвестного воспитанника кинофестиваля в Локарно Дамьена Манивеля и в этот раз оттуда не уехала без приза, получив награду за лучшую режиссуру. Можно сказать, что «Дети Айседоры» — тихое противопоставление шумной и разгильдяйской «Эме» Пабло Ларраина из Венеции, тоже повествующей, в общем, об опыте утраты ребенка. Но несмотря на различие форм, «Дети Айседоры» — кино очень понятное, и кажется, что неразумно чересчур длинное, хоть и хронометраж составляет всего чуть больше часа и пятнадцати минут. В то же время ругать картину не очень-то хочется и, честно говоря, можется. Возможно, если вы посоветуете ее своим чутким друзьям-танцорам, они скажут, что это вообще лучший фильм, который они видели в жизни. К тому же первая партия из трех отведена несправедливо малоизвестной за пределами родины французской актрисе Агат Боницер, которой к лицу любое размеренное повествование. Однако мысли, что «Дети Айседоры» живы в каждом умном танцоре, автору показалось все же недостаточно.



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 00:04, 30 июля 2021
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)