Рецензии, Кино — 15 мая, 19:03

Новое французское кино («Кушетка в Тунисе», «Шок будущего», «Дети Айседоры»)

Текст:
Денис Виленкин,
креативный редактор

В новой рубрике Денис Виленкин собирает совсем свежие французские фильмы, которые вы, скорее всего, упустили и более менее исчерпывающе о них рассказывает.

«Кушетка в Тунисе» (Un Divan à Tunis)


Из французского Парижа в тунисскую Эззахру прилетает молодая женщина по имени Сельма (Голшифте Фарахани), желающая открыть кабинет психотерапии и из простого человеческого альтруизма помогать людям. В Тунисе, впрочем, все как обычно. Люди не очень понимают, зачем вообще существуют психотерапевты, кто-то думает, что Сельма продает себя на этой самой кушетке, а кто-то сердится, что сеанс слишком быстро кончился, не понимая, как в принципе устроена психотерапия.

Самое главное, что нужно знать о «Кушетке в Тунисе» Манель Лабиди: это режиссерский дебют и действительно лирическая комедия про Тунис. В особенности уморительно смешная для тех, кто там бывал. У полиции сократили бюджет и отняли алкотестеры, поэтому дышат теперь не в трубочку, а прямо в лицо офицеру. Женским нижним бельем по-прежнему иногда приходится торговать из-под полы, поэтому Сельме сотрудница городской управы, у которой она пытается получить лицензию на работу, предлагает лифчики по 20 динаров, вывалив их на рабочий стол. Фиктивные браки с геями, чтобы уехать из страны, тоже никуда не делись. Младшая родственница Сельмы мечтает наконец покинуть границу и искренне не может понять, что же в тунисском небольшом городе забыла психотерапевт.

Картина немецкого художника-экспрессиониста Августа Маке «Терраса загородного дома в Сен-Жермен» (ныне Эззахра), 1914 г.

А Сельма — на самом деле не постколониальная зазнайка, как некоторые кличут. Ее маяки дальнего плавания на родину — не комплекс бога с французским гражданством и бескорыстное желание помогать униженным и оскорбленным. Как бы ни эгоистично, но именно через своих немногочисленных пациентов девушка начинает узнавать и себя. И даже когда власти прижимают с тем, что психотерапия должна быть запрещена, выход находится. Теперь никакой кушетки в просторном белом и прохладном кабинете, а только переднее сиденье прокопченного грузовичка. Но и туда выстраивается очередь. Сельма нужна здесь, а это мимолетное «здесь» нужно Сельме.

Три любопытных факта: Мадж Мастур, который играет полицейского, неловко приударяющего за главной героиней, — один из лучших тунисских актеров сегодня, обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в роскошном фильме «Хеди». Сама картина «Кушетка в Тунисе» получила приз зрительских симпатий на Венецианском кинофестивале в секции «Неделя авторов». А название картины отсылает к фильму «Кушетка в Нью-Йорке» Шанталь Акерман.



«Шок будущего» (Le choc du futur)


Париж, 1978 год. Молодая девушка-диджей Ана (Альма Ходоровски) старается найти себя в электронной музыке. Ана лениво встает с кровати, закуривает сигаретку, включает Supernature Cerrone, что, конечно, после Ноэ в «Экстазе» некоторое читерство. Но понятно, вдохновляют ее по-честному великие вещи. А дальше начинается экскурсия в творческий процесс по извлечению звуков из своей головы длиною в день. Надо сказать, это очень симпатичный и странный фильм, который, скорее всего, никто не будет смотреть. Для диджеев в нем слишком мало терминов и слишком много кинематографии, для эстетов в кино он понятен как прямая бочка. Но обаяния у «Шока будущего» решительно не отнять. Представьте себе приятную встречу с друзьями и кофе на свопе пластинок в московском «Пауэрхаусе».

Снято кино с особой любовью к электронике, концу семидесятых и женщинам. Более того, оно, как следует из финального титра, посвящено всем женщинам-пионерам электронной сцены. От Венди Карлос, написавшей саундтреки к «Трону» и «Сиянию», до Лори Шпигель, сочинившей технику алгоритмического звучания. Главная роль — собирательная — у внучки не нуждающегося в представлении режиссера Алехандро Ходоровского. Альма в жизни, кстати, тоже поет в собственной группе Burning peacoсks, поэтому мило видеть, как в фильме ей делают комплименты насчет отличного голоса. А самая главная причина для просмотра, как мне кажется, в том, что режиссер картины, известный музыкант, композитор и музыкальный продюсер Марк Коллин прячет за вот этим мини-признанием в любви к женщинам за вертушками вдохновляющий урок по тому, как рождается хит, складывается из крупиц чувств, отголосков чужих треков и надломанных воспоминаний. А затем танцующие люди в бородатых 70-х уже хотят зашазамить catchy track, но еще не знают, чем это сделать. Шок будущего, не иначе.




«Дети Айседоры» (Les enfants d'Isadora)


Как известно, после смерти своих двух маленьких детей в страшной автокатастрофе танцовщица Айседора Дункан сочинила прощальное соло под названием «Мать». Танец этот — чувственный опыт не то убаюкивания младенца, не то принятия смерти. Почти век спустя главные героини трех разных возрастов и социальных ролей пытаются верно истолковать эмпатические вибрации, заложенные в идею самого танца.


Картина довольно успешного, но малоизвестного воспитанника кинофестиваля в Локарно Дамьена Манивеля и в этот раз оттуда не уехала без приза, получив награду за лучшую режиссуру. Можно сказать, что «Дети Айседоры» — тихое противопоставление шумной и разгильдяйской «Эме» Пабло Ларраина из Венеции, тоже повествующей, в общем, об опыте утраты ребенка. Но несмотря на различие форм, «Дети Айседоры» — кино очень понятное, и кажется, что неразумно чересчур длинное, хоть и хронометраж составляет всего чуть больше часа и пятнадцати минут. В то же время ругать картину не очень-то хочется и, честно говоря, можется. Возможно, если вы посоветуете ее своим чутким друзьям-танцорам, они скажут, что это вообще лучший фильм, который они видели в жизни. К тому же первая партия из трех отведена несправедливо малоизвестной за пределами родины французской актрисе Агат Боницер, которой к лицу любое размеренное повествование. Однако мысли, что «Дети Айседоры» живы в каждом умном танцоре, автору показалось все же недостаточно.



Денис Виленкин
креативный редактор

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Бизнес — 14:40, 31 октября 2020
Как Марк Цукерберг к успеху шел. Обзор SRSLY
Новости, Новости — 31 октября, 14:40
Маска собаки из Snapchat уже не та. Теперь она не высовывает язык
Новости, Новости — 31 октября, 11:49
Два парня из Ростова-на-Дону открыли сервис аренды нужных вещей. Там есть все: от настолок до парогенераторов
Новости, Новости — 31 октября, 10:45
Netflix и Бруклинский музей открыли виртуальную выставку с костюмами из сериалов «Корона» и «Ход королевы»
Новости, Новости — 31 октября, 01:08
Единороги и волки теперь на Первом. Как Милохин в гости к Урганту ходил
Образ жизни — 30 октября, 23:07
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Фиби Бриджерс, ведьмы-феминистки и сонный паралич
Популярная темаПопулярно
Новости, Музыка — 30 октября, 21:10
Трек SAINt JHN в ремиксе Иманбека набрал миллиард прослушиваний на Spotify
Герои — 30 октября, 19:53
О свободе, современном искусстве и жизни в Америке. Интервью с художником и креатором Оскаром Ренкелем
Новости, Новости — 30 октября, 17:57
Дима Масленников снял новый многосерийный проект. Подписчики уверены, что он о перевале Дятлова
Образ жизни — 27 октября, 16:40
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось)
Образ жизни — 27 октября, 10:00
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Кино — 30 октября, 17:08
Кино недели: «Папина дочка» и «Любовь без размера»
Новости, Новости — 30 октября, 15:41
Дина Саева опубликовала сниппет своего первого трека. Он называется «Я ищу тебя»
Новости, Новости — 30 октября, 12:51
Палаточная романтика в клипе The Hatters на песню «Я делаю шаг»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 30 октября, 11:02
У Насти Ивлеевой новый формат влогов. Теперь она будет ходить по заброшенному отелю
Новости, Новости — 29 октября, 23:29
Эль Фаннинг сняла короткометражку для Gucci. Там собака бегает за сумочкой Jackie 1961
Новости, Новости — 29 октября, 22:43
Даня Комков в «Балдежном подкасте»: о Hype Camp и тикток-хаусах
Кино — 29 октября, 22:14
Шахматы начинают и выигрывают. Борис Барабанов о сериале «Ход королевы», моде на древнюю игру и о том, что о ней снимали в XX и XXI веке
Новости, Новости — 29 октября, 21:45
Владелец Louis Vuitton все же купит Tiffany. Причем со скидкой
Кино — 29 октября, 16:07
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Ребекка», «Борат 2», «Каджиллионер»)
Новости, Новости — 29 октября, 12:46
У Димы Масленникова новый трек «Ралли»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 29 октября, 10:44
Дэвид Боуи превращается в Зигги Стардаста в трейлере байопика Stardust
Новости, Новости — 29 октября, 09:44
Граймс создала «ИИ-колыбельную». С написанием музыки певице помогал сын X Æ A-XII
Музыка — 28 октября, 20:36
5 новых книг о музыке. Борис Барабанов о «Линиях шрамов» Энтони Кидиса, «Сердце из стекла» Дебби Харри и других
Новости, Новости — 28 октября, 18:24
Много любви и теплых летних тусовок в клипе Petit Biscuit — Burnin
Новости, Новости — 28 октября, 17:56
Могучие рейнджеры и имперские штурмовики в тиктоке. Кажется, они собираются провести танцевальный баттл
Образ жизни — 28 октября, 16:56
Главное в телеграме за неделю: премия «Редколлегия», «мам, ну не читай» и претензии к слову «редачить»
Новости, Новости — 28 октября, 15:49
У Вашей Маруси 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 28 октября, 14:07
Instagram обновит правила публикации фотографий с обнаженным телом. Все благодаря модели plus size
Новости, Новости — 28 октября, 10:01
Cyberpunk 2077 снова отложили. Теперь игра должна выйти 10 декабря
5
Глубже!
5
Суд над чикагской семеркой
6
Преступник: Великобритания
(1 сезон)
Кто-нибудь видел мою девчонку?
Игра теней
(1 сезон)
Некст
(1 сезон)
Не время умирать
Корона
(4 сезон)