На ютьюб-канале Ирины Шихман** очередное интервью, но вновь не в формате «А поговорить?». Напомним, что в понедельник журналистка поделилась долгожданным выпуском «А почитать?», героем которого стал писатель Евгений Водолазкин. До этого, между прочим, эпизодов не было аж четыре месяца. 7 ноября же Шихман выпустила новое видео в рубрике «А наука?». Экспертным лицом там выступил палеонтолог, доктор биологических наук и профессор РАН и МГУ — Александр Марков. Тема разговора: сходство человека и животного.
Марков считает, что у животных тоже есть культура. Понятное дело, речь не идет о театре, книгах, кино и других элементах просвещения. Под понятием «культура животных» биологи подразумевают особые поведенческие признаки, которые передаются от одной особи другой путем обучения. Так, если кто-то из братьев наших меньших заметит, как шимпанзе колет орехи, они непременно постараются освоить этот навык и передать его потомству. К слову, к подобным выводам ученые пришли не так давно: вплоть до середины XX века было принято считать, что никакой культуры у животных нет и что это привилегия исключительно человеческая.
По словам Маркова, в ходе исследований было сделано три громких открытия. Первое касается английских синиц, которые научились открывать бутылки с молоком. Второе — японских макак. Их кормили грязным бататом, и поначалу макаки ели вполне спокойно, несмотря на скрипящий на зубах песок, но один детеныш из племени додумался ополоснуть плод в воде. Следом так поступили и остальные представители клана, так что теперь они моют овощи перед употреблением. А третье открытие показало, что у певчих птиц есть диалекты, то есть в разных районах щебетание пернатых звучит по-разному.
Однако это еще не все. Между животными и людьми есть еще кое-что общее. Кроме умения накапливать культурные традиции, животное, как и человек, может ревновать и заявлять другим о своем партнерстве. Бывает в их отношениях и романтика: устроить ужин при свечах они, конечно, не могут, но в рамках своих возможностей способны выразить симпатию. То же касается и дружбы. Наиболее ярко она проявляется у летучих мышей-самок: если у кого-то из стаи не получилось найти еду, эту мышку обязательно кто-нибудь подкормит. Но такое поведение скорее основано на взаимовыгоде, потому что наевшаяся не своими силами мышь в следующий раз должна будет отблагодарить спасительницу.