Леонид Парфенов продолжает анализировать очередную историческую эпоху нашей страны в рамках проекта «НМДНИ». Летом журналист завершил разбор XXI века 2020 годом, а также 20-ми годами прошлого тысячелетия. Выпуск о 1921-м Парфенов опубликовал в конце июня, после ушел в небольшой творческий отпуск и уже в начале октября вернулся с эпизодом о 1922-м. Сегодня же на ютьюб-канале Parfenon состоялась премьера «НМДНИ-1923».
Те, кто в детстве шел умываться только для того, чтобы не разозлить Мойдодыра, знайте: эту сказку Корней Чуковский выпустил именно в 1923 году. Тогда же на свет появилось и другое произведение писателя — «Тараканище». А через год Чуковский придумает «Муху-Цокотуху» и «Доктора Айболита». При социализме книги Чуковского заклеймили всевозможными скрытыми смыслами: пародией на Сталина, оправданием капитализма и так далее. Но персонажи автора эту критику все равно переживут и станут национальным достоянием.
В 1923 году вышел декрет правительства о ликвидации безграмотности. По словам Леонида, в те времена около 2/3 населения страны не умели читать. Точные цифры неизвестны, но масштаб проблемы и без того понятен. Так, появляется идея учредить всеобщее базовое образование с коммунистическим воспитанием, причем для взрослых. Программ было две: семь месяцев обучения в ликвидационных пунктах для неграмотных или половина этого срока в школах для малограмотных.
Еще одним важным событием года стало появление компаний гражданской авиации, но для большинства населения авиаперелеты пока останутся роскошью. В Москве основали компанию «Добролет», в Харькове — «Укрвоздухпуть», а в Тифлисе — «Закавиа». Первый регулярный рейс в СССР летал по направлению Москва — Нижний Новгород: 420 км преодолевались за три часа. Но летали тогда только днем и над железной дорогой, чтобы не сбиться с пути. Правда, отечественных самолетов в стране не было аж до конца 1926 года. Забегая вперед, Леонид отметил, что в начале 1930-х три вышеупомянутые компании объединятся и образуют знакомую всем авиакомпанию «Аэрофлот».
В 1923-м в Москве прокладывают первые при советской власти трамвайные линии: всего до конца года их построят шесть. Но транспортная проблема при этом решения не находит: комфорт пассажирам по прежнему только снится, ведь теперь они сталкиваются с жестокими давками.
Как говорится, очередной год — очередные трудности. Тогда же происходит зарождение ГУЛАГа: в Белом море на большом Соловецком острове основывают исправительно-трудовой лагерь. Туда попадают заключенные, получившие наказание по внесудебным решениям чекистов. «Здесь власть не советская, здесь власть соловецкая», — предупреждали всех приговоренных.