В аукционном доме Christie's постоянно ставятся новые рекорды. Недавно Анджелина Джоли продала там картину Черчилля за рекордные 11,5 млн долларов. Затем художник Beeple выставил на аукционе свой цифровой коллаж. Работа стала самым дорогим NFT-токеном в истории — за нее выручили 69,4 тыс. долларов. Очередной рекорд поставил Леонардо да Винчи. Точнее, его набросок под названием «Голова медведя». Он был продан за 8,8 млн фунтов стерлингов (~912 млн рублей). На данный момент это самая большая сумма, вырученная за работу художника в Christie's.
По данным издания BBC, это крошечный набросок размером семь на семь сантиметров. Он был создан да Винчи в начале 1480-х годов и выполнен в технике silverpoint — нанесен серебряной иглой на специально подготовленную поверхность. По словам Летиции Массон, эксперта по работам средневековых мастеров, это сложнейшая техника, которая не допускает ошибок. Художнику нужно точно рассчитать траекторию линий и наносить их со строго определенной силой.
Долгое время эскиз принадлежал британскому художнику и коллекционеру Томасу Лоуренсу. В 1860 году «Голова медведя» была продана аукционному дому Christie's за 2,5 фунта стерлингов. С того времени рисунок да Винчи повидал несколько выставок, в частности, стал частью экспозиции Лондонской национальной галереи в 2011-м. А теперь вот принадлежит частному лицу. Правда, кто именно стал новым обладателем работы, неизвестно. В Christie's решили скрыть его личность. Но это явный ценитель творчества итальянского художника. Покупатель отважился побить рекорд, установленный еще в 2001 году. Тогда на аукционе продали работу «Лошадь и всадник». За нее выручили 8,1 млн фунтов стерлингов.
В последнее время у специалистов возникает больше вопросов к подлинности работ да Винчи, чем к их потенциальной стоимости. Так, прошлой осенью в Италии нашли неизвестный эскиз художника. Он заставил экспертов сомневаться в том, что полотно «Спаситель мира», являющееся самым дорогим произведением искусства в истории, принадлежит кисти да Винчи. Если верить наброску, то итальянский мастер нарисовал не «Спасителя мира», а другую, более динамичную картину. Теперь эту теорию придется доказать или опровергнуть. А вот с бюстом богини Флоры все окончательно понятно: да Винчи с ним не связан. С начала прошлого века скульптура выставлялась в музее под именем знаменитого мастера. Изначально у многих были сомнения по этому поводу, и лишь недавно они подтвердились: после ряда исследований оказалось, что бюст был создан уже после смерти Леонардо да Винчи.