Название «Культовые тусовщики», под которым в российском прокате идет фильм Ника Морана Creation Stories («Истории лейбла Creation»), отсылает к картине «Круглосуточные тусовщики» (24 Hour Party People), вышедшей почти 20 лет назад. Это был один из первых в новом веке фильмов, помогавших понять историю популярной музыки прошлого века. «Круглосуточные тусовщики» живописали манчестерскую сцену конца 1970-х–начала 1990-х и не слишком далеко вышли за рамки привычной формулы sex, drugs & rock’n’roll. Русское название Creation Stories апеллирует к этой ленте и включает в себя слово «культовый». В словаре отечественных рекламщиков оно считается продающим и используется далеко не только в своем первоначальном значении — «широко популярный в узких кругах».
Правильная параллель «Культовых тусовщиков» с «Круглосуточными» состоит в том, что в центре обеих лент — безумный продюсер, генератор идей и пропагандист нового искусства. В «Круглосуточных тусовщиках» это был Тони Уилсон, управлявший манчестерским клубом Hacienda и лейблом Factory Records (Joy Division, New Order, A Certain Ratio, Happy Mondays). Главный герой «Культовых» — шотландец Алан МакГи, открывший в Лондоне независимый лейбл Creation Records и запустивший карьеры Jesus And Mary Chain, My Bloody Valentine, Primal Scream и Oasis. Если Тони Уилсон стоял за музыкальным и субкультурным явлением, известным как «мэдчестер», то Алан МакГи во многом определил опорные точки периода Cool Britannia, ставшего звездным часом его подопечных из группы Oasis.
В центре любой моды всегда стоит один человек, выстреливший из стартового пистолета. Не зря режиссер «Культовых тусовщиков» Ник Моран выбрал для себя в фильме эпизодическую роль продюсера Sex Pistols Малькольма Макларена, фактически в одиночку запустившего моду на панк. Алан МакГи в фильме — фанат и верный ученик Макларена.
Ник Моран — связующее звено «Культовых тусовщиков» еще с одним принципиально важным для британской культуры фильмом: режиссер играл главную роль (Эдди) в фильме Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола».
Но больше всего культурных параллелей и ассоциаций у «Культовых тусовщиков» с фильмом «На игле» (Trainspotting), которому в этом году исполняется четверть века. Сценарий «Культовых тусовщиков» написал по мотивам автобиографии Алана МакГи автор романа Trainspotting Ирвин Уэлш. История МакГи и кинопроект Ника Морана оказались настолько близки писателю, что он даже снялся в Creation Stories в эпизодической роли. А исполнительным продюсером фильма стал режиссер «На игле» Дэнни Бойл.
Роль Алана МакГи в «Культовых тусовщиках» сыграл Юэн Бремнер. В фильме Trainspotting он играет самого безумного и самого мерзкого из четырех главных героев. В русских переводах этого героя называют «Обрубок» или «Кочерыжка». Несмотря на его статус абсолютного маргинала, только с ним центральный персонаж «На игле» Марк (Юэн Макгрегор) делится в финале Trainspotting украденными деньгами.
Сложно отделаться от мысли о том, что герой «Культовых тусовщиков» — это повзрослевший Кочерыжка. Дело здесь, конечно, в уникальной, бьющей через край харизме Юэна Бремнера. Его герой любит деньги, а деньги любят его. Но секрет успеха лейбла не столько в этом, сколько в дикой пассионарной энергии, в неуемном кураже рыжего шотландца, который что в столице шоу-бизнеса Лос-Анджелесе, что в резиденции Тони Блэра не изменяет своим привычкам и манерам.
В большинстве даже самых мелких ролей в фильме снялись персонажи, которых иначе как культовыми не назовешь. Роль журналистки, берущей у Алана МакГи интервью на протяжении всего фильма, сыграла актриса, модель и певица Сьюки Уотерхаус. Тони Блэра изобразил Джеймс Пэйтон, исполнитель роли Фрэнка Долгопупса в экранизации «Гарри Поттера и Ордена Феникса». Роль «самого известного педофила Великобритании» Джимми Сэвила, которого экранный МакГи с удивлением обнаруживает в окружении Блэра, сыграл знаменитый и абсолютно неузнаваемый здесь комик Алистэр МакГоун. Фанаты брит-попа и мэдчестера могут попытаться отыскать в фильме Карла Барата из The Libertines и Беза (Марка Берри) из Happy Mondays. Последний, кстати, играл и в 24 Hour Party People. Еще одно микрокамео — Пол Галлахер, родной брат Ноэля и Лиама Галлахеров из Oasis, в роли хозяина паба.
Впечатление такое, будто для ветеранов лихих британских 1990-х было делом чести поддержать «Культовых тусовщиков». Сильный музыкальный бэкграунд — то, без чего не обходится ни один роман Ирвина Уэлша, ни один фильм Дэнни Бойла. В конце концов кто-то должен был снять эту музыку в главной роли.