Рецензии, Кино — 15 апреля 2020, 18:00

Почему из «Спутника» не получилось авторского высказывания о космосе. Объясняет кинокритик SRSLY

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

23 апреля в онлайн-кинотеатрах more.tv, Wink и ivi состоится премьера советскоцентричной научной фантастики «Спутник», в которой, к сожалению, и космические сюжетные ходы, и приметы советских лет будто бы придуманы человеком, как минимум 30 лет просидевшим в тотальной изоляции.

1984 год. Космический корабль завершает исследовательскую миссию и возвращается домой. Двое космонавтов, порядком друг от друга уставшие, обсуждают планы — к девкам, мол, или куда. Вдруг в судно что-то врезается и всем своим видом заставляет парней дрожать. Выживает только один из них — Вешняков (Петр Федоров). Серьезные советские военные сразу прячут его в застенки. Главный там полковник Семирадов (Федор Бондарчук, который дает Страйкера из «Людей Икс 2» напополам с Куоричем из «Аватара», дает, впрочем, классно), совершенно не понимающий, что делать с объектом. Вешняков не помнит, что произошло с ним и его товарищем, однако его ткани быстро регенерируются и сам он щурится, как будто что-то скрывает. На базу почти силком привозят врача Климову (Оксана Акиньшина), которая не чурается экспериментальной медицины. Вскоре девушка приходит к выводу, возможно, перед нами уже не человек, а полноценный симбионт.


Все те, кто посмеивались над трейлером, ожидая увидеть русского «Чужого» с вкраплениями «Живого», не будут разочарованы. Это действительно дефолтный «Веном» с развязкой в степи. Достойный продолжатель традиций русского референсного кино десятых-двадцатых. Ретро-спектакль с общими драматургическими местами, не требующими никакого авторского ресерча  психологического, жанрового, символического. «Миллион алых роз» и кукла-неваляшка, если фантастика в телевизоре, то, конечно, «Через тернии к звездам». Внутрифильмовая вселенная строится на расхожих символах культурологической памяти. Вот восьмидесятые — узнавайте. То есть подобный шапочный подход может позволить себе Шейн Блэк в «Железном человеке 3», когда в прологе из девяностых у него в кадр врывается Blue группы Eiffel 65, но фильм Блэка действует в совершенно ином жанре. Это комедийно-приключенческий кинокомикс, построенный, в общем-то, на постиронии.

В «Спутнике» не шутят совсем. Музыка крадется от Нолана к Вильневу, четверка артистов (Федоров, Акиньшина, Бондарчук, Васильев) скрупулезно и хорошо разыгрывает роли, написанные как раз для пост(само)ироничного жанрового аттракциона — русской «Хижины в лесу». Фрустрированный космонавт, оставивший сына в приюте, сильная женщина-врач, сердитый военный чиновник с ласковыми интонациями, ученый, мечтающий о Нобелевской премии — то есть герои, сыгранные и существующие вообще в другой жанровой плоскости. 


В то время как «Спутник» по-прежнему даже и не собирался шутить, но и не был готовым к тому, чтобы выйти в открытый космос как полноценное сай-фай-высказывание. Режиссер и оператор (дебютанты в полном метре) тоже, в принципе, молодцы, потому что как и актеры делают все вроде бы правильно, тянутся к прекрасному, хотят как лучше. Егор Абраменко следит за светом, его DOP Максим Жуков слегка утомляет с деталями (Вешняков забрал ложку из стакана!!!) и стэдикамом (еще больше в глаза бросается не слишком аккуратный косплей эпохи), однако в целом стараются. Есть моменты экономные (жестокие сцены, снятые на камеру наблюдения), поданные как режиссерский прием, а есть вполне зрелищные — зачем-то разрывает безвкусный мимолетный рапид на реакции, отыгранной Акиньшиной. Но это придирки в сравнении с фантастической (в прямом и переносном смысле) безыдейностью и неосмысляемой и неосмысленной вторичностью. 

Из «Спутника» вполне могло получиться кино, если бы над ним посидеть, пустить повествование вспять, устроить из сюжета головоломку с флешбэками вместо постыдных сценок из детского дома а-ля рассказы Зощенко (хотя тут как до Луны), а затем снять на пленку и не давать костюмерам накрахмаливать и наглаживать одежду. В цифровой оптике история сценаристов Маловичко и Золотарева, прямо скажем, не обладает и толикой ностальгического обаяния. Такие сценарии пишутся за неделю. Если на текст ушло больше времени, остается только посочувствовать. В первую очередь — молодым авторам.


Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

  1. Как вам «Спутник»?
Читайте также
Герои — 18:27, 5 марта 2021
«Есть две вещи: любовь и смерть». Интервью с режиссером Николаем Хомерики
Образ жизни — 5 марта, 18:27
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: ROSALÍA, Граймс и феминизм
Новости, Новости — 5 марта, 15:33
Сцена из «Гарри Поттера» и школьники-бандиты: Денис Дорохов и Илья Соболев в новом выпуске Comment Out
Новости, Новости — 5 марта, 14:46
У Рахима Абрамова вышел трек «Синий Lamborghini»
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 5 марта, 14:03
Найдено стихотворение Владимира Набокова, написанное от лица Супермена
Образ жизни — 5 марта, 13:22
ЖатропеР: открытие бара Joshua Vides Studio и новая инсталляция Покраса Лампаса
Новости, Новости — 5 марта, 13:19
Бэнкси подтвердил авторство граффити на стене бывшей английской тюрьмы
Новости, Новости — 5 марта, 12:00
Mary Gu поет о плохой девочке в новом треке «Косички»
Герои — 3 марта, 12:13
Как набрать миллионную аудиторию в Likee. Рассказывают топовые блогеры платформы
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 5 марта, 11:37
В России появится медиа, посвященное Clubhouse
Кино — 5 марта, 06:04
Берлинале-2021: корейские зумеры, немецкий робот, канадская социальная дистанция
Новости, Новости — 4 марта, 16:05
Криминолог рассказал в ютьюб-шоу «А поговорить?» о самых популярных в России преступлениях и сезонности правонарушений
Кино — 4 марта, 16:04
Райя, Сису, Кумантра. Интервью с создателями мультфильма «Райя и последний дракон»
Новости, Новости — 4 марта, 13:19
Возле центра дизайна Artplay появилась розовая статуя Давида с веслом
Новости, Новости — 4 марта, 11:43
Андрея Борисова задерживают за выполнение челленджа в новом веб-сериале «Полицейский с YouТюба»
Новости, Новости — 4 марта, 09:31
Илон Маск хочет построить свой город и назвать его Starbase
Новости, Новости — 4 марта, 08:41
Джейкоб Элорди из «Эйфории» снялся в рекламной кампании Calvin Klein
Новости, Новости — 3 марта, 22:53
Dream Team House исполняется год. В честь этого блогеры проведут онлайн-концерт
Новости, Новости — 3 марта, 22:50
Белла Порч снялась в клипе Sub Urban — Cirque
Герои — 3 марта, 19:10
Тиктокер, который умеет прятаться в маленькую коробку. Интервью с Kate Brush
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 3 марта, 17:14
Гарри Нуриев откроет в Москве Crosby Studios Home — общественное пространство, интерьерный бутик, кафе и штаб-квартиру
Новости, Новости — 3 марта, 16:21
В России появилась платформа Gesam. Это биржа труда для тех, кто не хочет возвращаться в офис
Новости, Новости — 3 марта, 13:14
У Дианы Астер вышел трек «Полюби меня». Это лирическая история о безответной любви
Новости, Новости — 3 марта, 11:35
Танцы с накладной грудью и поедание сухой корицы: Бабич и Романенко пришли в «Шоу маминой подруги»
Новости, Новости — 3 марта, 08:43
Фанатка «Гарри Поттера» обнаружила, что в одном эпизоде Гарри, Рона и Гермиону сыграли дублеры
Музыка — 2 марта, 20:34
Построк в своем отечестве. Борис Барабанов о группе Mogwai, покорившей британский альбомный чарт
Образ жизни — 2 марта, 19:57
«Трибунала больше нет». Рецензия на спектакль Микиты Ильинчика «Благоволительницы»
Кино — 2 марта, 16:45
Сериалы недели: «Супермен и Лоис», «Аллен против Фэрроу», «Мы, дети станции Зоо», «Джинни и Джорджия»
Новости, Новости — 2 марта, 14:58
У Adidas и Томми Кэша коллаборация. Они выпустили лимитированные кроссовки Superstar
Это грех
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)
Сокол и Зимний Солдат
(1 сезон)
7.9
Грейс & Фрэнки
(1 сезон)