Рецензии, Кино — 15 апреля, 18:00

Почему из «Спутника» не получилось авторского высказывания о космосе. Объясняет кинокритик SRSLY

Текст:
Денис Виленкин,
креативный редактор

23 апреля в онлайн-кинотеатрах more.tv, Wink и ivi состоится премьера советскоцентричной научной фантастики «Спутник», в которой, к сожалению, и космические сюжетные ходы, и приметы советских лет будто бы придуманы человеком, как минимум 30 лет просидевшим в тотальной изоляции.

1984 год. Космический корабль завершает исследовательскую миссию и возвращается домой. Двое космонавтов, порядком друг от друга уставшие, обсуждают планы — к девкам, мол, или куда. Вдруг в судно что-то врезается и всем своим видом заставляет парней дрожать. Выживает только один из них — Вешняков (Петр Федоров). Серьезные советские военные сразу прячут его в застенки. Главный там полковник Семирадов (Федор Бондарчук, который дает Страйкера из «Людей Икс 2» напополам с Куоричем из «Аватара», дает, впрочем, классно), совершенно не понимающий, что делать с объектом. Вешняков не помнит, что произошло с ним и его товарищем, однако его ткани быстро регенерируются и сам он щурится, как будто что-то скрывает. На базу почти силком привозят врача Климову (Оксана Акиньшина), которая не чурается экспериментальной медицины. Вскоре девушка приходит к выводу, возможно, перед нами уже не человек, а полноценный симбионт.


Все те, кто посмеивались над трейлером, ожидая увидеть русского «Чужого» с вкраплениями «Живого», не будут разочарованы. Это действительно дефолтный «Веном» с развязкой в степи. Достойный продолжатель традиций русского референсного кино десятых-двадцатых. Ретро-спектакль с общими драматургическими местами, не требующими никакого авторского ресерча  психологического, жанрового, символического. «Миллион алых роз» и кукла-неваляшка, если фантастика в телевизоре, то, конечно, «Через тернии к звездам». Внутрифильмовая вселенная строится на расхожих символах культурологической памяти. Вот восьмидесятые — узнавайте. То есть подобный шапочный подход может позволить себе Шейн Блэк в «Железном человеке 3», когда в прологе из девяностых у него в кадр врывается Blue группы Eiffel 65, но фильм Блэка действует в совершенно ином жанре. Это комедийно-приключенческий кинокомикс, построенный, в общем-то, на постиронии.

В «Спутнике» не шутят совсем. Музыка крадется от Нолана к Вильневу, четверка артистов (Федоров, Акиньшина, Бондарчук, Васильев) скрупулезно и хорошо разыгрывает роли, написанные как раз для пост(само)ироничного жанрового аттракциона — русской «Хижины в лесу». Фрустрированный космонавт, оставивший сына в приюте, сильная женщина-врач, сердитый военный чиновник с ласковыми интонациями, ученый, мечтающий о Нобелевской премии — то есть герои, сыгранные и существующие вообще в другой жанровой плоскости. 


В то время как «Спутник» по-прежнему даже и не собирался шутить, но и не был готовым к тому, чтобы выйти в открытый космос как полноценное сай-фай-высказывание. Режиссер и оператор (дебютанты в полном метре) тоже, в принципе, молодцы, потому что как и актеры делают все вроде бы правильно, тянутся к прекрасному, хотят как лучше. Егор Абраменко следит за светом, его DOP Максим Жуков слегка утомляет с деталями (Вешняков забрал ложку из стакана!!!) и стэдикамом (еще больше в глаза бросается не слишком аккуратный косплей эпохи), однако в целом стараются. Есть моменты экономные (жестокие сцены, снятые на камеру наблюдения), поданные как режиссерский прием, а есть вполне зрелищные — зачем-то разрывает безвкусный мимолетный рапид на реакции, отыгранной Акиньшиной. Но это придирки в сравнении с фантастической (в прямом и переносном смысле) безыдейностью и неосмысляемой и неосмысленной вторичностью. 

Из «Спутника» вполне могло получиться кино, если бы над ним посидеть, пустить повествование вспять, устроить из сюжета головоломку с флешбэками вместо постыдных сценок из детского дома а-ля рассказы Зощенко (хотя тут как до Луны), а затем снять на пленку и не давать костюмерам накрахмаливать и наглаживать одежду. В цифровой оптике история сценаристов Маловичко и Золотарева, прямо скажем, не обладает и толикой ностальгического обаяния. Такие сценарии пишутся за неделю. Если на текст ушло больше времени, остается только посочувствовать. В первую очередь — молодым авторам.


Денис Виленкин
креативный редактор

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

  1. Как вам «Спутник»?
Читайте также
Герои — 19:43, 27 октября 2020
ЯнГо, Януля, Ян Гордиенко. Интервью с тем самым парнем с ютьюба
Кино — 27 октября, 19:43
10 документальных фильмов о транслюдях: визионерках и активистках и не менее иконических обыкновенных людях
Новости, Новости — 27 октября, 17:01
Forbes посчитал доходы ютьюберов с рекламы. Labelcom за год заработали 3,55 млн долларов
Новости, Новости — 27 октября, 16:10
Как быстро подготовиться к Хэллоуину? Стать зомби с помощью сайта Make Me A Zombie
Новости, Новости — 27 октября, 15:57
Apple повысит цены в российском App Store
Новости, Новости — 27 октября, 14:30
Александр Гудков в «Просто о сложном»: о Comment Out, тиктоке и новой этике
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 октября, 10:08
Гарри Стайлс купается, танцует и бегает под итальянским солнышком в клипе на песню Golden
Новости, Новости — 26 октября, 23:11
Финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины» выйдет 31 декабря. А пока посмотрите первый тизер
Новости, Новости — 26 октября, 22:26
«Нужно очень постараться, чтобы разбить»: Wylsacom провел дроп-тест iPhone 12
Образ жизни — 27 октября, 16:40
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось)
Образ жизни — 27 октября, 10:00
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 26 октября, 19:37
Япония планирует достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году
Новости, Новости — 26 октября, 17:50
Съемки фильма о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе в главной роли отложили
Новости, Новости — 26 октября, 17:35
Oreo построили бункер на случай конца света. Там хранится запас знаменитого печенья
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 26 октября, 15:53
Премьеру фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?» перенесли на 2021 год
Герои — 26 октября, 15:00
О сольном альбоме, борьбе с алкоголизмом и Цое. Большое интервью с Олегом Гаркушей
Новости, Новости — 26 октября, 13:53
У тумана в Сан-Франциско есть твиттер. Там он пишет про погоду и шутит над местными жителями
Новости, Новости — 26 октября, 13:13
У Dream Team House коллаборация с «Пацанки House». Нас ждет много совместного контента
Новости, Новости — 26 октября, 10:47
Еще один личный рекорд: у Насти Ивлеевой 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 26 октября, 08:50
У Дани Милохина и Артура Бабича вышел трек. Это кавер на хит Rauf & Faik «Детство»
Музыка — 26 октября, 08:40
Новое в музыке за неделю: Woodkid, Major Lazer, Slava Marlow и Ty Dolla $ign
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 октября, 23:54
Изумрудный цвет и листья из сада «Рихтера». У Саввы Савельева откроется персональная выставка
Кино — 25 октября, 23:12
Сериалы недели: «Зона комфорта», «Шерлок в России», «Неразгаданные тайны», «Полезные советы от Джона Уилсона», «Ход королевы»
Новости, Новости — 24 октября, 15:47
В коалицию против Apple хотят вступить еще 400 разработчиков. Изначально их было 13
Новости, Новости — 24 октября, 14:16
У Dream Team House 7 миллионов подписчиков в тиктоке. Это самый популярный хаус в стране
Новости, Новости — 24 октября, 11:43
Появился уличный художник GANksy. Он как Бэнкси, только не человек
Новости, Новости — 23 октября, 18:14
У Reebook коллаборация с Ubisoft. Она посвящена игре Assassin’s Creed: Valhalla
Новости, Новости — 23 октября, 17:02
Золото, мрамор и даже фрагмент древнего копья: рассказываем, как выглядит iPhone 12 Pro за 3 млн рублей
Новости, Новости — 23 октября, 16:21
У Timepad новая система рекомендаций: она поможет найти интересные мероприятия
Герои — 23 октября, 16:13
«Смех — это противопоставление смерти». Интервью с актером Сергеем Буруновым
Ведьмы
Темные начала
(2 сезон)
Пересекая Атлантику
(1 сезон)
4
Достать коротышку
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Корона
(4 сезон)