Рецензии, Кино — 15 апреля 2020, 18:00

Почему из «Спутника» не получилось авторского высказывания о космосе. Объясняет кинокритик SRSLY

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

23 апреля в онлайн-кинотеатрах more.tv, Wink и ivi состоится премьера советскоцентричной научной фантастики «Спутник», в которой, к сожалению, и космические сюжетные ходы, и приметы советских лет будто бы придуманы человеком, как минимум 30 лет просидевшим в тотальной изоляции.

1984 год. Космический корабль завершает исследовательскую миссию и возвращается домой. Двое космонавтов, порядком друг от друга уставшие, обсуждают планы — к девкам, мол, или куда. Вдруг в судно что-то врезается и всем своим видом заставляет парней дрожать. Выживает только один из них — Вешняков (Петр Федоров). Серьезные советские военные сразу прячут его в застенки. Главный там полковник Семирадов (Федор Бондарчук, который дает Страйкера из «Людей Икс 2» напополам с Куоричем из «Аватара», дает, впрочем, классно), совершенно не понимающий, что делать с объектом. Вешняков не помнит, что произошло с ним и его товарищем, однако его ткани быстро регенерируются и сам он щурится, как будто что-то скрывает. На базу почти силком привозят врача Климову (Оксана Акиньшина), которая не чурается экспериментальной медицины. Вскоре девушка приходит к выводу, возможно, перед нами уже не человек, а полноценный симбионт.


Все те, кто посмеивались над трейлером, ожидая увидеть русского «Чужого» с вкраплениями «Живого», не будут разочарованы. Это действительно дефолтный «Веном» с развязкой в степи. Достойный продолжатель традиций русского референсного кино десятых-двадцатых. Ретро-спектакль с общими драматургическими местами, не требующими никакого авторского ресерча  психологического, жанрового, символического. «Миллион алых роз» и кукла-неваляшка, если фантастика в телевизоре, то, конечно, «Через тернии к звездам». Внутрифильмовая вселенная строится на расхожих символах культурологической памяти. Вот восьмидесятые — узнавайте. То есть подобный шапочный подход может позволить себе Шейн Блэк в «Железном человеке 3», когда в прологе из девяностых у него в кадр врывается Blue группы Eiffel 65, но фильм Блэка действует в совершенно ином жанре. Это комедийно-приключенческий кинокомикс, построенный, в общем-то, на постиронии.

В «Спутнике» не шутят совсем. Музыка крадется от Нолана к Вильневу, четверка артистов (Федоров, Акиньшина, Бондарчук, Васильев) скрупулезно и хорошо разыгрывает роли, написанные как раз для пост(само)ироничного жанрового аттракциона — русской «Хижины в лесу». Фрустрированный космонавт, оставивший сына в приюте, сильная женщина-врач, сердитый военный чиновник с ласковыми интонациями, ученый, мечтающий о Нобелевской премии — то есть герои, сыгранные и существующие вообще в другой жанровой плоскости. 


В то время как «Спутник» по-прежнему даже и не собирался шутить, но и не был готовым к тому, чтобы выйти в открытый космос как полноценное сай-фай-высказывание. Режиссер и оператор (дебютанты в полном метре) тоже, в принципе, молодцы, потому что как и актеры делают все вроде бы правильно, тянутся к прекрасному, хотят как лучше. Егор Абраменко следит за светом, его DOP Максим Жуков слегка утомляет с деталями (Вешняков забрал ложку из стакана!!!) и стэдикамом (еще больше в глаза бросается не слишком аккуратный косплей эпохи), однако в целом стараются. Есть моменты экономные (жестокие сцены, снятые на камеру наблюдения), поданные как режиссерский прием, а есть вполне зрелищные — зачем-то разрывает безвкусный мимолетный рапид на реакции, отыгранной Акиньшиной. Но это придирки в сравнении с фантастической (в прямом и переносном смысле) безыдейностью и неосмысляемой и неосмысленной вторичностью. 

Из «Спутника» вполне могло получиться кино, если бы над ним посидеть, пустить повествование вспять, устроить из сюжета головоломку с флешбэками вместо постыдных сценок из детского дома а-ля рассказы Зощенко (хотя тут как до Луны), а затем снять на пленку и не давать костюмерам накрахмаливать и наглаживать одежду. В цифровой оптике история сценаристов Маловичко и Золотарева, прямо скажем, не обладает и толикой ностальгического обаяния. Такие сценарии пишутся за неделю. Если на текст ушло больше времени, остается только посочувствовать. В первую очередь — молодым авторам.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

  1. Как вам «Спутник»?
Читайте также
Герои — 13:13, 19 июня 2021
Мифология в музыке, альбом «Родной» и хипхопера «Копы в огне». Интервью с группой «Всигме»
Новости, Новости — 19 июня, 13:13
Ваша Маруся объяснила, почему не ушла из Dream Team House вслед за Олегом Ликвидатором
Новости, Новости — 18 июня, 20:00
Россия возобновляет авиасообщение с Турцией, США, Италией и еще шестью странами
Новости, Новости — 18 июня, 19:06
Начинающий тиктокер предложил Дане Милохину делать бесконечные репосты сторис друг друга. Тот согласился
Образ жизни — 18 июня, 18:40
Дай почитать: обзор «Клары и Солнца», «Часов судного дня» и других книг
Новости, Новости — 18 июня, 16:58
Griff выпустила дебютный микстейп One Foot In Front Of The Other
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 18 июня, 16:43
У Насти Bad Barbie вышел новый трек «Недруг». Он про дружбу между мужчиной и женщиной
Новости, Новости — 18 июня, 13:58
Дима Масленников рассказал о доходах, «Перевале Дятлова» и рекламе в Forbes Digest
Новости, Новости — 18 июня, 13:13
У XO Team коллаборация с британским тиктокером Кайлом Томасом
Новости — 16 июня, 19:24
8 красивых веломаршрутов Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Образ жизни — 18 июня, 12:53
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Звягинцев, «Би-2» и цифровая одежда
Новости, Новости — 18 июня, 12:35
Стартап Kernel создал шлемы для «чтения мыслей». Они стоят 50 тыс. долларов и заменяют целую научную лабораторию
Новости, Новости — 18 июня, 11:35
Ян Гордиенко открыл контент-парк в Киеве
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 18 июня, 10:55
В Санкт-Петербурге появится молодежное пространство с тикток-хаусом. На это выделили 15 млн рублей
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Герои — 17 июня, 17:33
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Новости, Новости — 16 июня, 20:01
Менеджер Марьяны Ро чуть не разрушил ее отношения с Face. Блогерша рассказала об этом в «Биг Ди Шоу»
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)