Чикатило. Версия Сарика
Не разговаривай с незнакомцами. Не заходи ни с кем в лифт. Не садись в чужие машины. Страх Чикатило заложен в нас чуть ли не с самого рождения — в культурном коде. Оно и понятно — по сей день этот маньяк остается одним из самых жестоких в мире. Выкалывание глаз, по 70 ножевых ранений, изнасилования, вырезание половых органов. Когда нападала особая бесяка — откусывание частей тела. Чикатило перехитрил и переиграл всех — маньяка не могли поймать более десяти лет, за которые он успел холодно и расчетливо убить полсотни людей. Еще и троллил следствие — искал сам себя с группой людей в качестве добровольца. Конечно, рано или поздно про него должны были снять сериал! Про Луку Маньотту есть, так чем мы хуже? Сарик, братан, давай, ураа, даваай дааваай.
Кто-то предпочитает бесконечно долго смотреть на огонь, а кого-то завораживают ужасные вещи — вроде историй о серийных убийцах. За рубежом, и особенно в США, на этом построен нехилый такой кусок индустрии развлечений. Хорроры, слэшеры, триллеры — среди фильмов и сериалов немало таких, которые основаны на реальных событиях. Так что желающие пощекотать нервишки могут найти контент на любой вкус.
В России же до сих пор непаханое поле — что триллеры, что ужасы как-то не приживаются, будто не принимает их земля русская. Редкие (удачные) исключения только подтверждают правило. А ведь фактуры хватает, есть с чем работать! И маньяков в истории нашей страны достаточно, и прочих хтонических ужасов, и колоритных провинциальных локаций, где и декораций-то не нужно. Сними на айфон неосвещенную подворотню на окраине города — и вот тебе готовый задел для ужастика.
Для меня это первый опыт работы над большим сериалом, поэтому и я, и моя команда понимаем всю ответственность как перед зрителями, так и перед мультимедийным сервисом Okko. Мы ставим перед собой амбициозные художественные задачи. Это страшная история, и мы будем стараться максимально честно ее донести.
В общем, действительно странно, что отечественные контент-мейкеры не особо спешат использовать в работе реальные истории. Чикатило, конечно, самый известный из маньяков, но в списке громких дел ему составляют теплую компанию «ангарский маньяк» Михаил Попков, «битцевский маньяк» Александр Пичушкин, «тольяттинский потрошитель» Олег Рыльков... И это только то, что на поверхности. Если копнуть шире и глубже, хватит, пожалуй, на десяток сезонов нашего отечественного «Мыслить как преступник».
Сериал рассказывает о двойной жизни Андрея Чикатило и историю расследования его преступлений, при этом отмечается, что сюжет сосредоточится именно на личности печально известного маньяка из СССР. В его «послужном списке» есть действительно ужасающие вещи: он насильник, педофил, некросадист, некрофил и каннибал. Оперативники предполагают, что Чикатило убил более 65 человек — 43 эпизода удалось доказать, сам маньяк сознался в 56 преступлениях.
Уже от одних этих цифр становится максимально некомфортно — сериал, основанный на такой мрачной и кровавой истории, по умолчанию будет таким же мрачным, кровавым и страшным. В подобных историях очень важен баланс — раскрыть личность маньяка и вместе с тем остаться в адекватных моральных рамках. Разумеется, и речи быть не может об оправдании или сочувствии, но художественное произведение требует раскрытия характера и мотивов главного злодея, а значит, есть вероятность, что зрителю придется взглянуть на мир его глазами.
Кто-то может спросить: а зачем вообще снова вспоминать эту историю? Не считается ли это романтизацией серийных убийц, не вдохновит ли кого-то на совершение преступления? Ответ здесь очевидный: искусство никогда не несет ответственности за чьи-то поступки, и «провокацию» в чем угодно видят как раз нелюди вроде Андрея Чикатило. И потом, о некоторых вещах стоит помнить — как минимум для того, чтобы они никогда не повторились. А что касается экранизации — что ж, людей во все времена привлекала эстетика отвратительного, в этом нет ничего криминального.
Обычно фильмы и сериалы про серийных убийц строятся по одному принципу, в основе которого — саспенс. Добиться этого довольно легко — люди априори боятся маньяков и всего, что с ними связано. Можно сразу показать, как человек зверски издевается над трупом или еще хуже — все еще живым человеком, можно показать место преступления или события, которые особенно травмировали в детстве будущего убийцу. Вариантов много, и все они рабочие. Так с чего же начнут историю про Чикатило? Может, с того, как его старшего брата съели предположительно его же родители во время голода? С того, как маленького Чикатило сбросили в яму с трупами? С одного из 53 ужасающих убийств? Или с того, как он ходит среди людей и ищет самого себя? Хах, не. Команда Сарика решает начать повествование об одном из самых известных маньяков в мире со сцены, где женщина безуспешно пытается ублажить импотента Чикатило. Почему именно с этой сцены — непонятно. Страшно? Может, накаляет обстановку? Пошло, и ничего кроме жалости к человеку не вызывает.
Впрочем, потом Сарик все же вспоминает про саспенс и пытается достичь нужного настроения с помощью съемки с высоты ног и сумок, от которых быстро начинает укачивать, а также бесконечных кадров скрывающегося за шляпой таинственного человека. Камон, чувак, мы уже поняли, что это Чикатило. Вы сами назвали его по имени в самом начале и показали сцену, где он завлекает ребенка на очередное убийство. Зачем эта дурацкая шляпа?
Спойлер: как только лицо героя показывается из-под шляпы, сразу понимаешь, зачем она была нужна. За шляпой скрывается Нагиев, играющий Андрея Чикатило. И выходит это максимально карикатурно. Мы точно сейчас смотрим серьезный сериал или произошла ловушка Джокера и мы попали на «Большую разницу»? Видимо, Дмитрий решил привнести что-то свое и добавить в образ Чикатило элементы безумного потерянного додика с челюстными вставками Марлона Брандо из «Крестного отца». Чел… Лучше прячься под шляпой.