Порожденный коми-пермяцкой мифологией, а заодно живописными лесными чащами Пермского края, сериал Игоря Твердохлебова, с одной стороны, балансирует на грани фантасмагорического представления о местных поверьях, а с другой — обретает слегка видимые черты сюрреалистических острот «Твин Пикса». Разумеется, за исключением того, что окрестности Дэвида Линча — полнейшая авторская выдумка, а прототип и место действия «Территории» — вполне реальные окрестности.
19-летний Егор Чудинов (Глеб Калюжный) отправляется на поиски своих матери (Анна Синякина) и отца (Владимир Селезнев). Родители незадолго до этого загадочным образом пропали во время антропологической экспедиции по Пермскому краю — от них осталась только фотография и недвусмысленное тревожное голосовое сообщение на телефоне. Героя вызывается сопровождать его дядя — патологоанатом Николай (Андрей Мерзликин). Позже к ним присоединяются студентки филологического факультета — Надя (Анастасия Чистякова) и Таня (Ксения Отинова). В поездке они сталкиваются со странными, порой абсурдными обстоятельствами, в связи с чем местный водитель советует обратиться к северному бесу Икотке (Вера Чугайнова). Обветшалые деревни и села Урала окружены шаманами и отшельниками, а вся территория — это копилка для разнообразных суеверий, где чужакам нельзя переступать черту. Продвигаясь вглубь территории («места силы»), где жили первопоселенцы, выясняется, что студентки знакомы с мифологией не только по литературным источникам. Но, когда квартет осознает присутствие потусторонней сущности, им некуда деваться. Остается идти только вперед.
Действие «Территории» разворачивается практически в самом сердце восхитительной местности Пермского края. О том, что съемки будут проходить в Губахинском каменном городе, ледяной Кунгурской пещере и возле Усьвинских столбов, было известно давно. Так оно и случилось. Однако до съемочных мест в прямом смысле приходилось прорываться. То в дороге не было сети, то приходилось опрашивать местных жителей, чтобы разобраться, в каком направлении ехать дальше, то застревали машины со съемочной группой и актерами. Нет сомнения и в том, что на внимание к проекту повлияла не только география, но и денежная сторона вопроса. Программой рибейта (при условии съемок на территории края кинокомпаниям возвращается часть затрат) Пермь начала пользоваться еще с 2019 года.
Продюсеры гордо подчеркивают, что козырь сериала — аутентичность. Мол, пугают своим, родным. Казалось бы, северная провинция и так таит в себе целый спектр потенциальных ужасов. Но создатели шоу решили с бытовухи перейти к настоящей мистике — ведьмы, шаманы, отшельники, икотки и другие санитары леса вплетаются в сюжетную канву, пугая зрителей и озадачивая главных героев (и наоборот). Во имя истории, легенды и предания народов Коми-Пермяцкого края деформируются, а еще точнее — вместо разъяснений порядка жизни обитателей деревень остаются лишь смутные очертания потустороннего. Но по мере развития сюжета накал мистических страстей набирает обороты — в конце концов подавляющее большинство героев оказываются под пагубным влиянием злых духов, а их сущности переплетаются в некоей галлюциногенной событийной канве. В какой-то момент все происходящее становится больше похоже на коллективный бэд-трип. Неменяющееся выражение лица Глеба Калюжного — тому подтверждение.
Увы, не меняется не только выражение лица молодого артиста. Сами персонажи, например, тоже почти не сходят с намеченных в начале сериала характеристик. Вот дядя Коля — эдакий прагматик-патологоанатом, он видел все изнутри, поэтому поверить в несусветную чушь местных культов не может. Но, чуть что, кипишует на волне с остальными героями. А молодая студентка Надя, на которую он положил глаз, — это такой кроткий цветок. Она добрая христианка, в любой непонятной ситуации молится, но не пренебрегает наговорами и заклинаниями. Ее боевая подруга Таня страдает от вселившейся в нее икотки. Ну и еще одна ее сюжетная участь — робкая, но навязчиво обозначаемая намеками, любовная линия с Егором. Все по классике: взаимное раздражение вдруг меняется на такое же взаимное влечение. Центральный квартет характеризуют только сиюминутные реакции на заготовленный местностью треш, а мотивации сводятся к внезапно возникнувшим романтическим чувствам. Каждой твари по паре — суровые реалии другого подхода не принимают.
«Территория» — тот закономерный случай, когда хорошо освоенные повествовательные ходы разбиваются о сюжетные изъяны. И столкновение это фатальное — все-таки сериал в первую очередь не про специфику местных культов, а про жанр. Концептуализировать мифологическую составляющую не получится. Шоу могло бы восприниматься как развернутая метафора незакончившегося средневековья — с исключительным упоением запечатлены все кровожадные порывы местных жителей. Но, по гамбургскому счету, «Территория» — это лихо закрученный, но невразумительный триллер с удачно снятым сеттингом. До сложных образных построений авторы не дошли. Их метод — шоковое воздействие. Единственное, что они выжимают из мифологии, — аттракцион. Увы и ах — покатались, и хватит.