16+

Китобой

Kitoboy
фильм
Дата выхода (РФ)
8 октября 2020 года
Страна
Россия, Польша, Бельгия
Жанр
драма, приключения
Режиссёр
Филипп Юрьев
Студии
Sony Pictures
Продолжительность
1 ч 33 мин
7
В ролях
Владимир Онохов
Лешка
Кристина Асмус
девушка из Америки
Владимир Любимцев
Колян
Мария Чупринская
гостья
Арье Вортхальтер
пограничник
Смотреть весь список
Рейтинг
6.6 /10Рейтинг кинокритиков
6.8 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
Галерея
11
О Фильме
Настоящая романтика в эпоху вебкам
Читать
Описание
Настоящая романтика в эпоху вебкам

В начале была камера. Вот она летит по американским дорогам, ловя слегка приглушенное, словно запечатленное на пленку, сияние неоновых вывесок с англоязычными названиями на фасаде зданий под композицию Джонни Кэша; запоминает иноземный пейзаж и заставляет вспомнить о строгих американских небоскребах, привычно наблюдающих свысока. Затем, словно бы случайно, камера замечает женское тело и, заигрывая, плывет за ним вглубь здания, чтобы обнаружить больше — в темном помещении обитают десятки ангелоподобных вебкам-моделей, готовых оголиться перед страждущим, сохраняя при этом обет молчания.

Главную женскую роль в дебютном фильме выпускника ВГИКа Филиппа Юрьева «Китобой» (2020) сыграла Кристина Асмус, став американкой Holysweet999 из Детройта. Обворожительная блондинка в белом белье, она могла бы и правда быть созданием небес для многих наблюдающих за ней на расстоянии. Но камера отказывает девушке в этом статусе — следуя за ней по коридорам, взгляд улавливает равнодушную небрежность в подтягивании чулка по пути к завешенной балдахином кровати. Holysweet999 — обычная девушка за работой, но вот она выходит в онлайн, и весь мир замирает.

В одну из далеких чукотских деревень недавно провели интернет, и истосковавшаяся по женскому вниманию мужская часть населения, собираясь вместе, первым делом изучает устройство порносайтов. Так, пятнадцатилетний Алеша (дебютант Владимир Онохин) совершает одностороннее знакомство с Holysweet999, мгновенно выделяя ее из общего потока привлекательных особ. Дома, сообщив ежедневно готовящемуся к смерти деду, что он занят, Алеша снова и снова ищет на сайте заветное имя лишь для того, чтобы поговорить с девушкой, но она почему-то все время молчит в ответ. Он даже находит в местной библиотеке говорящую ручку и с ее помощью принимается изучать недоступный ему ранее язык. «Ты красивая, я люблю тебя, меня зовут Алешка, я хочу быть твоим женой, апельсин, собака, собака, апельсин, собака…» — аппарат не может выразить все, что хочет сказать юный влюбленный, и зависает, озадаченный необычностью ситуации.

Изображение российских чукотских земель близ американской Аляски в «Китобое» и впрямь далеко от привычного. Жители деревни отказываются подтверждать пресловутое мнение о мрачности и затхлости далекой от средней полосы местности. Они занимаются китобойным промыслом, по-братски делят добычу, знают цену дружбе, умеют развлекаться и отдыхать, слушают БИ-2, подключают диско-шар, танцуют, столовыми ложками едят красную икру и даже вызывают проституток с материка. Ничто здесь не сообщает о страданиях или лишенности, впрочем, девушки для жителей острова так и остаются существами с другой планеты — даже когда Алешке выпадает шанс познать женское тело, он смущенно дотрагивается до груди, а затем стремительно выбегает из дома, закрывая лицо — пытаясь то ли навсегда запомнить, то ли вытеснить из памяти образ голой блондинки, прислонившейся спиной к стене. Позади нее море и пальмы — подходящие для такой экзотики фотообои.

Главный герой «Китобоя» — эмпирик, он считает реальным лишь то, что доступно его органам чувств. Познание мира для него заключено исключительно в области чувственного, что заставляет превращать недоступное в действительное; отрицать невидимое и воображаемое. До иноземной речи Алеша дотрагивается с помощью материального — электронной ручки со сканером, чужеродную сладость в банке он пробует на вкус, а для того, чтобы его путь из России в Америку стал реальностью, он проводит маркером линию на карте: Чукотка-Аляска, 86 километров. Потому горе-романтику, облачившемуся в отцовский выходной пиджак, даже в голову не приходит, что, когда Holysweet999 в нужный час оказывается в «привате», она может общаться с кем-то незнакомым, находящимся за пределами деревни. Алешка не производит никакой ирреальной модификации — акта воображения — и безальтернативно полагает, что если его ограничивают в общении с любимой, то во всем виноват друг из соседнего дома, и именно он забирает драгоценное время, оказавшись вместо него в той самой приватной комнате.

Фильм Филиппа Юрьева самой удаленностью выбранной локации напоминает картину-исследование Сары Гаврон, разве что документальность «Деревни на краю света» (2012) не позволяет вплести в реальный рассказ о местности в Северной Гренландии с населением в 59 человек некую, пусть и собранную из личных наблюдений, но все же выдуманную историю Алеши. Местные ребятишки у Гаврон идентично чукотским подросткам собираются на пустыре, чтобы смотреть в телефоны и делиться находками в сети, — так, свойственное, казалось бы, одному удаленному обществу, становится общим для многих.

Впрочем, как трясущаяся ручная камера, размывающая тела и детали по рамке кадра, словно перед нами «Озеро» Филиппа Гранрийе, сочетается у Юрьева с величественными панорамами фьордов и черных скал, снятыми с высоты птичьего полета, так и национальное/частное в «Китобое» легко вплетается в универсум. Познание неизвестного посредством подручных средств свойственно любому подростку, меняются лишь декорации — от бескрайних российско-гренландских полей до квадрата комнаты в Детройте.

Режиссер фильма вынашивал идею фильма около десяти лет. За это время его команда полностью поменялась, во многом потому, что люди осознали трудность этого проекта и оказывались неготовыми к нему.
Изначально предполагалось, что в саундтреке фильма будет музыка вроде Дергачева для Звягинцева, а в итоге в саундтреке оказались Джонни Кэш, Джули Круз и музыка, записанная Дэвидом Линчем. Это все родилось от экспериментов на месте.
По первоначальному сценарию финал картины был совершенно иным.
«Китобой» (2020) победил в независимой программе Венецианского кинофестиваля Giornate degli autori («Дни Венеции»). На Кинотавре получил сразу три награды: за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Владимир Онохов), а также приз Гильдии кинокритиков и киноведов.
Съемки проходили на настоящем кладбище китов в тундре.

* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Владимир Онохов
Лешка
Кристина Асмус
девушка из Америки
Владимир Любимцев
Колян
Мария Чупринская
гостья
Арье Вортхальтер
пограничник
Николай Татато
дед
Лазиза Увайдуллаева
Никакого кумовства, только честные и непредвзятые мнения. С нашими друзьями-кинокритиками такое и не провернешь: бог дал им хороший вкус и способность чувствовать цвета и оттенки. Тем, кто курирует фестивали, пишет книги и сам снимает, — мы доверяем.
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Алексей Филиппов
Анастасия Гладильщикова
Евгений Ткачев
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих
Читайте также
Образ жизни — 14:51, 11 ноября
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников Читать
Новости — 15:51, 3 декабря
ИИ вырастил первую в мире съедобную брокколи Читать
Новости — 13:46, 3 декабря
Александр Хант работает над детективом в духе Агаты Кристи Читать
Новости — 11:39, 3 декабря
Принцесса из королевства страха и боли: внимаем дебютному альбому Маши Мацель Gráta Читать
Новости — 18:17, 2 декабря
«Ундервуд» и Константин Хабенский выпустил вторую часть сборника на стихи Окуджавы Читать
Хочу ещё