Все новое — это хорошо забытое старое. Но вот знаменитого сыщика Шерлока Холмса забыть не получится, даже если захочется, — постоянно выходят фильмы, сериалы, мультики и спектакли с участием детектива или с отсылками к нему (доктор Хаус, между прочем, вдохновлен именно Холмсом). Но это не значит, что тема избита и исчерпана. Нужно только уметь хорошо ее обыграть. У Моффата и Гэтисса получилось на «ура»: их обновленная история гения криминалистики регулярно и с завидным постоянством собирала у экранов огромное количество зрителей по всему миру.
Критики называют «Шерлок» одним из лучших сериалов десятилетия, и с этим трудно не согласиться. Каждая серия держит в напряжении до последнего и заставляет сердце биться чаще, совсем как у Ирэн Адлер при взгляде на Шерлока Холмса. Благодаря огромной фанбазе разговоры вокруг сериала ведутся до сих пор. Например, год назад, когда сериал отмечал десятилетие, создатели обсуждали гипотетическую фем-версию сериала (Шерлока могла бы сыграть Фиби Уоллер-Бридж или Оливия Колмен), а также сошлись во мнении, что уже упомянутая выше ex-доминантка Ирэн Адлер отошла от дел и вместо интриг занимается флористикой. Словом, воображению до сих пор есть где развернуться.
Несмотря на то, что два любимых рассказа Гэтисса и Моффата («Союз рыжих» и «Пестрая лента» соответственно) не были экранизированы, каждая серия включает в себя какие-то детали оригинальной книжной серии.
Второй сезон в каком-то смысле завершил историю. Если бы сценаристы решили быть ближе к Конан Дойлю, они бы заявили: Холмс умер, воскресить его нельзя, увольте, всего доброго. Но, подобно викторианскому автору, им пришлось воскликнуть: «Да здравствует Холмс!» и возродить сериал на третьем сезоне. Нельзя сказать, что идея была крайне удачной, но о последующих трех сезонах нам еще предстоит поговорить позднее.
Сегодня — о втором. Названия серий отсылают к рассказам Конан Дойля: «Скандал в Белгравии» = «Скандал в Богемии», «Собаки Баскервиля» = «Собака Баскервилей», «Рейхенбахский водопад» = «Последнее дело Холмса». Герои соответствующие. Здесь появляются Ирэн Адлер — единственная женщина, чей ум Холмс оценил по достоинству, и Джеймс Мориарти — легендарный злодей, противостояние с которым едва не стоило Шерлоку жизни. Эти герои уже встречались и раньше (Адлер, правда, только как голос в трубке), но во втором сезоне каждый из них раскрывается по-настоящему, как это было и в книгах, а иногда даже полнее. Все эти эпизоды выглядят отдельными полноценными событиями, а не децентрализованными главами, которые имеют смысл только все вместе, как это часто бывает в однотипных и скучных сериалах от Netflix.
Моффату и Гэтиссу удалось создать остроумных, полнокровных и хорошо прописанных персонажей, к которым неизменно проникаешься симпатией (даже к злодеям, хотя это вообще не новость, посмотрите на Локи или Ганнибала). Шерлок чем-то напоминает Доктора из еще одного (куда более мрачного) сериала от Стивена Моффата — он такой же умный, непредсказуемый и, несмотря на свою отчужденность, остро нуждающийся в поддержке друзей. Настоящая сила этого шоу — потрясающая химия между героями. На их взаимодействие хочется смотреть, за них хочется переживать. Хорошо, что впереди еще немало серий, на протяжении которых персонажи обретут еще большую ценность, а дела станут еще интереснее и запутаннее.