Наши представления о красоте обусловлены культурным и социальным контекстом. Например, идеальный образ женщины в западной культуре не совпадает с представлениями о привлекательной внешности в Африке. Да и в разные эпохи в почете были разные тела и лица.
Однако в последнее время мы чаще слышим о стремлении соответствовать именно европейским стандартам красоты. Самый популярный вид пластических операций в азиатских странах (по данным исследования Beauty in Asia: Attitude Toward Cosmetic Surgery, опубликованного на сайте gmo-research.com. — Прим. SRSLY) — блефаропластика, которая помогает убрать нависшее веко и увеличить размер глаз. Еще выяснилось, что афроамериканки с более светлым тоном кожи и прямыми волосами воспринимаются как более привлекательные (статья Beauty and Body Image Concerns Among African American College Women опубликована на сайте Национальной медицинской библиотеки США ncbi.nlm.nih.gov. со ссылками на исследования. — Прим. SRSLY).
Стремление соответствовать идеалам кажется логичным. Психологи и социологи говорят о распространенном когнитивном искажении — «стереотипе физической привлекательности». Из-за этого стереотипа всем кажется, что более привлекательные люди умнее и приятнее остальных.
В обществе до сих пор существуют вот такие гендерные стереотипы: мужчина должен быть успешным и умным, а удел женщины — красота. Последние стараются выглядеть привлекательно, чтобы понравиться первым: чем красивее, тем выгоднее с генетической точки зрения. Инстаграм* считывает и популяризирует этот тренд: фотографии с полуобнаженными конвенционально красивыми телами и лицами набирают много лайков.
Но правда в том, что идеалы красоты меняются быстрее, чем мы эволюционируем. Да и если уж на то пошло, говорить о каких-то «идеалах» не совсем верно: все-таки все люди красивые.
На кого ориентироваться в стремлении быть самой красивой? Некоторые женщины в качестве ролевой модели выбирают... буквально, моделей. Подписываются на них в инстаграме* , каждый день смотрят на их идеальные тела и воспринимают это как мотивацию отложить в сторону бутерброд и пойти побегать на беговой дорожке.
Маркетологи уверяют нас, что секс и красивые тела уже не «продают». Это справедливо относительно всего, кроме индустрии красоты — в рекламе белья, одежды и косметики мы до сих пор чаще всего видим образы «идеальных женщин» с плоскими животами, стройными ногами и упругими ягодицами. Покупка вещей, ассоциирующихся с идеалом, приносит временное облегчение. Но за ним всегда следует разочарование и фрустрация: «Я все равно не соответствую».
Нынешние модели в среднем весят на 23% меньше, чем обычные женщины, а еще 20 лет назад разница составляла не более 8% (об этом писали многие, в том числе и норвежский философ Ларс Свендсен в книге «Философия моды». — Прим. SRSLY). В США только 5% женщин (статья The Impact of Body Image Advertising опубликована на сайте thebalancecareers.com. — Прим. SRSLY) считает, что их облик соответствует тому, что они видят в рекламе, а 69% девушек отмечает, что модели на страницах журналов сыграли значительную роль в формировании их представлений о красивом теле (статья Exposure to the mass media and weight concerns among girls опубликована на сайте Национальной медицинской библиотеки США ncbi.nlm.nih.gov. — Прим. SRSLY). При этом у женщин восприятие собственного тела и удовлетворенность им чаще формируется через социальные сети и образы на экранах телевизоров, чем у мужчин (статья Social media is affecting the way we view our bodies — and it's not good опубликована на сайте today.com. — Прим. SRSLY). И в целом, как мы уже писали выше, к мужчинам подобные требования общество предъявляет куда реже.
По данным 2019 года (данные взяты из статьи Worldwide prevalence of eating disorders increased since 2000, опубликованной на сайте medicalxpress.com. — Прим. SRSLY), 19,4% женщин страдает от расстройств пищевого поведения, в числе которых анорексия (официальной статистики заболеваний анорексией в России до сих пор нет. — Прим. SRSLY). Цифры говорят о том, что наше восприятие красоты сместилось в сторону более худых тел, и стремление соответствовать идеалам приводит к реальным заболеваниям.
Популярная блогер Маша Арзамасова, известная в инстаграме* под ником «Маша, давай!», много говорит о бодипозитиве и принятии себя. Маша пишет, что именно благодаря инстаграму* узнала о том, что у нее, оказывается, есть лишний вес. В реальной жизни ее размер M никогда не подвергался критике и не считался чем-то неприемлемым. По всей видимости, часть аудитории не готова принимать людей, чья внешность отличается от образа популярных инстаграм* -моделей. Бывает, что женщины plus-size сталкиваются в интернете с открытой агрессией. При этом plus-size считается любой размер больше XS.
Согласно исследованию платформы для инфлюенсеров inzpire.me, 47% инфлюенсеров считает, что их работа негативно повлияла на психологическое состояние, а 32% — что у них ухудшилось отношение к телу.
Влияние инстаграма* на образ тела касается не только инфлюенсеров. Обычные девушки, которые фолловят моделей и знаменитостей, со временем могут начать считать себя менее привлекательными (исследование The effects of active social media engagement with peers on body image in young women опубликовано на сайте sciencedirect.com. — Прим. SRSLY). Это связано с тем, что они сравнивают свою внешность с картинкой (которая на самом деле редко соответствует действительности).
Наше поведение и репрезентация в соцсетях также влияют на образ тела и состояние в целом. В исследовании, проведенном в 2018 году (оно называется "Selfie" harm: Effects on mood and body image in young women и опубликовано на сайте Национальной медицинской библиотеки США ncbi.nlm.nih.gov. — Прим. SRSLY), принимали участие девушки студенческого возраста. Их разделили на три группы: первую группу попросили сделать и выложить селфи без фильтров и ретуши, вторую — выложить отредактированное селфи, а третья группа не делала ничего из этого. В конце эксперимента у всех участниц измерили уровень тревоги и расспросили их об отношении к своему телу. Все, кто выкладывал селфи, чувствовали себя менее привлекательными и уверенными в себе (даже если им разрешили отредактировать фотографию).
Некоторые женщины сохраняют подборки красивых тел из инстаграма* и ставят их на экран телефона. Если спросить, зачем они это делают, ответом будет: «Это моя мотивация. Хочу стать такой же». Но в действительности мало кто «становится такой же» — и дело тут не в отсутствии силы воли. Если мы постоянно ругаем себя, говорим себе, что делаем недостаточно для достижения цели, это может негативно сказаться на уровне мотивации в долгосрочной перспективе.
Необходимо четко понимать, какое влияние на нас оказывают соцсети. Будьте внимательны к тому, на кого вы подписываетесь. Если после просмотра определенных аккаунтов вы испытываете дискомфорт и обвиняете себя — возможно, лучше просто отписаться. Это поможет разграничить свои личные мысли и убеждения с тем, что навязывается извне. Человек с правильным восприятием собственного тела не будет морить себя голодом и «убиваться» в спортзале.
К соцсетям важно относиться осознанно и разумно. Наполняйте ленту важными и «ресурсными» вещами: например, историями ваших близких и друзей. Смотреть на реальных людей, поддерживать друг друга, быть честными — это помогает не чувствовать себя одиноко в мире идеальных. Ограничьте время, которое вы проводите в соцсетях, ведь на самом деле у вас нет необходимости постоянно листать чужие профили и проверять лайки. И не сравнивайте себя с «идеальными» картинками — это не ведет ни к росту самооценки, ни к реальным достижениям.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.