Колонка, Образ жизни — 15 февраля 2021, 12:23

Кинетизм и прочие фантастические твари. Настя Четверикова о новой выставке в Третьяковке

Настя Четверикова
Культуролог, ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков»
До 10 мая в Новой Третьяковке работает выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России». Что на ней посмотреть и стоит ли вообще туда идти (да, стоит) — рассказывает колумнист SRSLY и автор подкаста «Искусство для пацанчиков» Настя Четверикова.
Слово «тварь» произошло от «тварный, сотворенный» и при этом живущий собственной жизнью. Кстати, в словаре Макса Фасмера «тварь» определяется не иначе как «предмет, изделие». Вот именно такие твари и разместились в западном крыле Третьяковской галереи на Крымском валу на выставке «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России». Многие из них шевелятся, а какие-то могли бы составить наше настоящее, но по разным причинам воплощены не были и остались лишь в проекте.

История кинетизма уходит в далекий 1909-й, когда итальянские футуристы во главе с основателем движения Филиппом Маринетти написали манифест про то, что движ в искусстве возможен только в антистатике. Логично. Мир развивался в сторону механизации и автоматизации; машины, кино, фабрики — все ускоряло сознание. А в искусстве зачастую оставались статичные картины: например, «Кувшинки» Клода Моне или «Мыслитель» Родена. Идею подхватили и в нашей стране, и понеслась.

Даже заклятый друг Малевича Владимир Татлин мечтал о спиралевидной башне в Петрограде, которая будет располагаться на вращающихся семиэтажках. Он посвятил ее III Интернационалу, но советские власти быстро остыли к революционным идеям авангарда. На выставке вы эту башню тоже увидите в несколько измененном виде в работе Вячеслава Колейчука. 

Модель Башни Татлина/фото: Getty Images
#INSERT_ARTICLE#


Кураторы выставки решили сделать эдакий микс из времен и кинетов: работы XXI века отлично соседствуют с работами начала XX или шестидесятников.

«Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» про революционные идеи о том, как изменить мир и человека в целом. Например, на ней представлены работы кинетов 60–70-х годов, менявшие советскую «приглаженную» реальность с помощью смелых дизайн-проектов. Обратите внимание на несбывшийся дизайн-проект лагеря «Орленок» или на реализованный проект, посвященный 50-летию советского цирка. Для осуществления последнего художникам пришлось забаррикадироваться в «Манеже», где они подготовили свои движущиеся, звучащие и сияющие объекты, так как помощница министра культуры СССР Фурцевой чуть все не зарубила накануне открытия. Сама Фурцева пришла к кинетам и разрешила выставку, сказав: «Да, это не советское, но и не западное, пусть будет!»

Еще на выставке есть работа (нереализованный проект) ленинградского художника Августа Ланина, разработавшего помещение, попадая в которое человек проживает целую жизнь: первая комната наполнена звуками из детства, запахами карамели и прочим; во второй — ломаные формы, джаз, влюбленность, юность; в третьей — симфоническая музыка, темное пространство и одна светящаяся дорожка (тот самый тоннель со светом в конце). Все это — первая причина, зачем идти на выставку: посмотреть как мы могли бы жить.

Вторая причина — интерактивность. Сейчас не так много выставок, где можно трогать экспонаты руками. Здесь же это делать не только можно, но и нужно. Главное — не бояться, не стесняться, подходить ко всему, а если что-то непонятно, спросить. Например, многие часто проходят мимо зала светомузыки, так как дверь спрятана за кинетической скульптурой «Диалог» Кирилла Александрова, сделанной из зеркального пластика (со скульптурой, кстати, тоже можно повзаимодействовать).

Прежде чем вы перейдете в зал, посвященный музыкальным экспериментам («Лаборатория синестезии»), прочитайте эту небольшую шпаргалку. Во-первых, синестезия — это способность ассоциировать звуки, цифры или буквы с определенными цветами; ею обладают примерно 2–4% людей на земле. Например, Леди Гага, Канье Уэст — синестеты, они слышат звуки определенными цветами. У каждого синестета своя таблица, и она неизменна. Во-вторых, почитайте про композитора Александра Скрябина, который впервые добавил в нотную партитуру партию света — Luce. В ней он прописал звуки, соотнесенные с его цветовой таблицей. Так, эпическую симфоническую поэму Скрябина — «Прометей» — необходимо исполнять с использованием цветов. Этот принцип композитора вдохновлял кинетов. В музыкальном зале вы можете познакомиться с ребятами из казанского СКБ «Прометей» (с 1995 года — НИИ «Прометей»), не просто научно изучавшими синестезию, но еще и организовавшими, сами того не зная, все советские и постсоветсткие дискотеки. Команда СКБ стала одной из первых, кто экспериментировал со светомузыкой.

Тут же есть и творение гениального Льва Термена — терменвокс, который на выставке совместили с цветами на стене и на котором можно попробовать поиграть. Кстати, если всерьез задумаетесь о том, чтобы научиться играть на этом прекрасном инструменте, идите в школу правнука создателя Пети Термена. 

Лев Термен и терменвокс/фото: Getty Images
#INSERT_ARTICLE#


Особенно мне понравилось висящее полено — тактильная скульптура Ады Комаровой «Прими меня». Не стесняйтесь, обнимите дерево, а в ответ оно издаст приятный звук.

Третья причина того, чтобы пойти на выставку, — эстетичность объектов. Например, в начале экспозиции есть стенд, где под стеклом размещена статичная инсталляция. Неподвижной она только кажется: видео, которое можно посмотреть тут же, доказывает, что ее можно крутить и вертеть. Изготавливалась эта штука на протяжении трех лет художником Борисом Стучебрюковым из — внимание! — лезвий бритв. В отдельном зале стоит еще одна работа Стучебрюкова — «Мобилер». Она состоит из двух длинных железяк, способных превратиться то в бутон цветка, то в каплю воды, то еще во что-нибудь, если нажать на кнопку.

Неподалеку от «Мобилера» вы увидите работу Вячеслава Колейчука «Три стакана», которая выглядит как один стакан на вращающейся платформе. Казалось бы, абсурд, математические нестыковочки. А нет, все верно, надо только приглядеться: если посмотреть на эту конструкцию под определенным углом, то можно заметить, как на металлической плоскости действительно проявляются, словно голограмма из «Звездных войн», еще два стакана. Этот эффект Колейчук придумал чуть ли не случайным образом и назвал его «стереография». 

Вячеслав Колейчук. «Сферы» (1971)
#INSERT_ARTICLE#


На выставке есть и довольно известная инсталляция Колейчука — «Сферы» (на фото выше). Идея ее создания пришла художнику, когда он ел куриный бульон. Небольшие сферы, которые есть в работе, — это, собственно, плавающие в том самом бульоне жиринки.

Если у вас не хватило сил дочитать этот материал, нестрашно: выставка вас так или иначе затянет. Единственное — советую брать экскурсию, потому что в фантастических тварях и их свойствах лучше разбираться.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 21:30, 26 октября 2025
Девочка, которой было страшно. Рассказываем о Лили Аллен
Музыка — 26 октября, 21:30
Панельки, Oasis и «великий русский рандом». 19 вопросов рок-группе «синдром главного героя»
Музыка — 25 октября, 13:35
Коля Редькин, Полина Другомилова, Даня Порнорэп: SRSLY-анкеты тех, кто беседует о рэпе
Новости, Новости — 24 октября, 19:40
Об ограблении Лувра снимут документальный фильм
Новости, Новости — 24 октября, 18:40
Дора, Lida, «ХЛЕБ»: «Comic Con Игромир» объявил музыкальную программу
Новости, Новости — 24 октября, 15:45
Джейн Шенбрун снимет сериал по комиксам Чарльза Бернса «Черная дыра»
Новости, Новости — 24 октября, 13:50
Reebok анонсировали умное кольцо
Образ жизни — 24 октября, 12:30
Любимая работа не ответит вам взаимностью. 3 книги о современном труде
Новости, Новости — 24 октября, 11:55
Netflix представил трейлер пятого сезона «Эмили в Париже»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 23 октября, 17:30
Майли Сайрус записала трек для фильма «Аватар: Пламя и пепел»
Новости, Новости — 23 октября, 16:20
Вышел первый трейлер нового сериала от автора «Во все тяжкие»
Новости, Новости — 23 октября, 15:10
Известна дата выхода третьего сезона «Метода»
Новости, Новости — 23 октября, 14:15
«Я готов и взволнован»: группа Bon Jovi едет в первый тур после операции солиста
Новости, Новости — 23 октября, 09:30
У мультфильма «Митчеллы против машин» будет сиквел
Новости, Новости — 22 октября, 17:00
VK Fest 2026 объявил даты
Новости, Новости — 22 октября, 16:16
Известна дата премьеры финального сезона «Вампиров средней полосы»
Новости, Новости — 22 октября, 13:16
Uniqlo представили коллекцию по мультфильму «Зверополис-2»
Образ жизни — 21 октября, 19:30
Вампиры не стареют: почему мы ждем игру Vampire the Masquerade: Bloodlines 2
Новости, Новости — 21 октября, 15:12
Тональный крем от Рианны попал в список лучших изобретений последних 25 лет
Кино — 21 октября, 14:30
Супергерой Янковский и Стоянов в парике: 5 сериалов для любого настроения
Новости, Новости — 21 октября, 13:46
Пэрис Хилтон анонсировала сериал о дизайне для людей с СДВГ
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 20 октября, 17:10
Collider составили топ величайших мультфильмов Disney и Pixar
Новости, Новости — 20 октября, 16:00
Смотрим трейлер байопика о Тиме Бертоне
Новости, Новости — 20 октября, 15:07
Лувр ограбили
Музыка — 20 октября, 14:12
Это бизнес, детка. Почему артистки обращаются к образу шоугерл
Новости, Новости — 18 октября, 13:28
«Бонд с кнопкой» представили альбом «Дом»
Новости, Новости — 17 октября, 19:30
Фестиваль документального кино Beat Weekend объявил даты проведения
Новости, Новости — 17 октября, 17:30
Фильмы Михаэля Ханеке вернутся на большие экраны
Новости, Новости — 17 октября, 16:10
«Риса за Творчество» и «Яндекс Музыка» объявили о сотрудничестве
Новости, Новости — 17 октября, 15:30
«Как мне тебя найти в этом городе?». Mirèle выпустила новый сингл
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы