Колонка, Образ жизни — 15 февраля 2021, 12:23

Кинетизм и прочие фантастические твари. Настя Четверикова о новой выставке в Третьяковке

Текст:
Настя Четверикова
Настя Четверикова
Культуролог, ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков»
До 10 мая в Новой Третьяковке работает выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России». Что на ней посмотреть и стоит ли вообще туда идти (да, стоит) — рассказывает колумнист SRSLY и автор подкаста «Искусство для пацанчиков» Настя Четверикова.
Слово «тварь» произошло от «тварный, сотворенный» и при этом живущий собственной жизнью. Кстати, в словаре Макса Фасмера «тварь» определяется не иначе как «предмет, изделие». Вот именно такие твари и разместились в западном крыле Третьяковской галереи на Крымском валу на выставке «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России». Многие из них шевелятся, а какие-то могли бы составить наше настоящее, но по разным причинам воплощены не были и остались лишь в проекте.

История кинетизма уходит в далекий 1909-й, когда итальянские футуристы во главе с основателем движения Филиппом Маринетти написали манифест про то, что движ в искусстве возможен только в антистатике. Логично. Мир развивался в сторону механизации и автоматизации; машины, кино, фабрики — все ускоряло сознание. А в искусстве зачастую оставались статичные картины: например, «Кувшинки» Клода Моне или «Мыслитель» Родена. Идею подхватили и в нашей стране, и понеслась.

Даже заклятый друг Малевича Владимир Татлин мечтал о спиралевидной башне в Петрограде, которая будет располагаться на вращающихся семиэтажках. Он посвятил ее III Интернационалу, но советские власти быстро остыли к революционным идеям авангарда. На выставке вы эту башню тоже увидите в несколько измененном виде в работе Вячеслава Колейчука. 

Модель Башни Татлина/фото: Getty Images
#INSERT_ARTICLE#


Кураторы выставки решили сделать эдакий микс из времен и кинетов: работы XXI века отлично соседствуют с работами начала XX или шестидесятников.

«Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» про революционные идеи о том, как изменить мир и человека в целом. Например, на ней представлены работы кинетов 60–70-х годов, менявшие советскую «приглаженную» реальность с помощью смелых дизайн-проектов. Обратите внимание на несбывшийся дизайн-проект лагеря «Орленок» или на реализованный проект, посвященный 50-летию советского цирка. Для осуществления последнего художникам пришлось забаррикадироваться в «Манеже», где они подготовили свои движущиеся, звучащие и сияющие объекты, так как помощница министра культуры СССР Фурцевой чуть все не зарубила накануне открытия. Сама Фурцева пришла к кинетам и разрешила выставку, сказав: «Да, это не советское, но и не западное, пусть будет!»

Еще на выставке есть работа (нереализованный проект) ленинградского художника Августа Ланина, разработавшего помещение, попадая в которое человек проживает целую жизнь: первая комната наполнена звуками из детства, запахами карамели и прочим; во второй — ломаные формы, джаз, влюбленность, юность; в третьей — симфоническая музыка, темное пространство и одна светящаяся дорожка (тот самый тоннель со светом в конце). Все это — первая причина, зачем идти на выставку: посмотреть как мы могли бы жить.

Вторая причина — интерактивность. Сейчас не так много выставок, где можно трогать экспонаты руками. Здесь же это делать не только можно, но и нужно. Главное — не бояться, не стесняться, подходить ко всему, а если что-то непонятно, спросить. Например, многие часто проходят мимо зала светомузыки, так как дверь спрятана за кинетической скульптурой «Диалог» Кирилла Александрова, сделанной из зеркального пластика (со скульптурой, кстати, тоже можно повзаимодействовать).

Прежде чем вы перейдете в зал, посвященный музыкальным экспериментам («Лаборатория синестезии»), прочитайте эту небольшую шпаргалку. Во-первых, синестезия — это способность ассоциировать звуки, цифры или буквы с определенными цветами; ею обладают примерно 2–4% людей на земле. Например, Леди Гага, Канье Уэст — синестеты, они слышат звуки определенными цветами. У каждого синестета своя таблица, и она неизменна. Во-вторых, почитайте про композитора Александра Скрябина, который впервые добавил в нотную партитуру партию света — Luce. В ней он прописал звуки, соотнесенные с его цветовой таблицей. Так, эпическую симфоническую поэму Скрябина — «Прометей» — необходимо исполнять с использованием цветов. Этот принцип композитора вдохновлял кинетов. В музыкальном зале вы можете познакомиться с ребятами из казанского СКБ «Прометей» (с 1995 года — НИИ «Прометей»), не просто научно изучавшими синестезию, но еще и организовавшими, сами того не зная, все советские и постсоветсткие дискотеки. Команда СКБ стала одной из первых, кто экспериментировал со светомузыкой.

Тут же есть и творение гениального Льва Термена — терменвокс, который на выставке совместили с цветами на стене и на котором можно попробовать поиграть. Кстати, если всерьез задумаетесь о том, чтобы научиться играть на этом прекрасном инструменте, идите в школу правнука создателя Пети Термена. 

Лев Термен и терменвокс/фото: Getty Images


Особенно мне понравилось висящее полено — тактильная скульптура Ады Комаровой «Прими меня». Не стесняйтесь, обнимите дерево, а в ответ оно издаст приятный звук.

Третья причина того, чтобы пойти на выставку, — эстетичность объектов. Например, в начале экспозиции есть стенд, где под стеклом размещена статичная инсталляция. Неподвижной она только кажется: видео, которое можно посмотреть тут же, доказывает, что ее можно крутить и вертеть. Изготавливалась эта штука на протяжении трех лет художником Борисом Стучебрюковым из — внимание! — лезвий бритв. В отдельном зале стоит еще одна работа Стучебрюкова — «Мобилер». Она состоит из двух длинных железяк, способных превратиться то в бутон цветка, то в каплю воды, то еще во что-нибудь, если нажать на кнопку.

Неподалеку от «Мобилера» вы увидите работу Вячеслава Колейчука «Три стакана», которая выглядит как один стакан на вращающейся платформе. Казалось бы, абсурд, математические нестыковочки. А нет, все верно, надо только приглядеться: если посмотреть на эту конструкцию под определенным углом, то можно заметить, как на металлической плоскости действительно проявляются, словно голограмма из «Звездных войн», еще два стакана. Этот эффект Колейчук придумал чуть ли не случайным образом и назвал его «стереография». 

Вячеслав Колейчук. «Сферы» (1971)
#INSERT_ARTICLE#


На выставке есть и довольно известная инсталляция Колейчука — «Сферы» (на фото выше). Идея ее создания пришла художнику, когда он ел куриный бульон. Небольшие сферы, которые есть в работе, — это, собственно, плавающие в том самом бульоне жиринки.

Если у вас не хватило сил дочитать этот материал, нестрашно: выставка вас так или иначе затянет. Единственное — советую брать экскурсию, потому что в фантастических тварях и их свойствах лучше разбираться.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 12:21, 23 ноября 2024
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Образ жизни — 23 ноября, 12:21
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 22 ноября, 16:05
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости, Новости — 22 ноября, 13:40
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 22 ноября, 13:10
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости, Новости — 22 ноября, 11:31
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Кино — 18 ноября, 16:50
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих