Интервью, Музыка — 24 декабря 2020, 15:10

«Постирония мне надоела». Борис Барабанов поговорил с Монеточкой

Борис Барабанов
Журналист, продюсер

Одним из самых обсуждаемых музыкальных релизов 2020 года стал альбом Монеточки (Лизы Гырдымовой) «Декоративно-прикладное искусство». А сегодня вышел клип на песню с этого альбома «Папина любовница». Борис Барабанов воспользовался поводом, чтобы встретиться с Монеточкой и расспросить ее о том, как публика реагирует на новые треки и почему сейчас ей нравятся прямолинейные песни.

После релиза альбома «Декоративно-прикладное искусство» прошло больше двух месяцев. Как вы оцениваете реакцию на него? 

Мы сразу понимали, что той реакции, которая последовала за «Раскрасками для взрослых», не будет. И не пытались повторить или перепрыгнуть тот успех. Мы находимся внутри, нам оценивать реакцию очень тяжело. Сколько людей, столько и мнений. Людям из музыкальной индустрии альбом понравился. Многие слушатели его не поняли. Если сравнивать с реакцией на предыдущий альбом, то тогда я просто была новым именем, про меня мало кто знал. Помимо песен, появился еще и инфоповод: «Внимание, у нас теперь есть вот такая девочка». Сейчас этого фактора нет, так что можно трезво оценить творчество, музыку. У меня есть ощущение, что именно сейчас люди стали слушать мои песни более внимательно и вдумчиво, чем раньше. Мы сделали шаг навстречу слушателям, которые хотели разобраться в текстах. 

Что это за люди? 

Я всегда радуюсь, когда в аудитории обнаруживается большое количество прежде всего маленьких детей. У меня вообще есть мечта сделать что-то для детей. Когда меня просят передать кому-то привет во время концерта или трансляции, то чаще всего это оказываются, например, какие-то восьмилетние детишки моих друзей. Хочется придумать что-то специально для них. И в то же время меня радует, когда взрослые люди увлекаются моим творчеством. Мне кажется неправильным, что мастодонты нашего шоу-бизнеса (например, Филипп Киркоров или Николай Басков) пытаются приблизиться к молодежи, сделать какой-то номер с ребятами из тиктока. А мне захотелось двинуться в противоположном направлении. Мы, представители новой музыкальной волны, тянемся к вам, уважаемые взрослые, ценим вас и любим


В то же время в ваших песнях заложен серьезный заряд иронии по отношению к бумерам. 

В этом альбоме я не хотела высмеивать ни советскую эстраду, ни кабаре, ни другие жанры, свойственные прошлому. Наоборот, мне кажется, что эта музыка мне подходит. 

Я был уверен, что вы выстроите презентацию своего альбома именно с акцентом на эту стилистику, прямо начиная с песни «Крошка». С балетом и певицей у бара. 

У меня была такая мысль, просто не все масштабные задумки удалось реализовать, так как в принципе организовать этот концерт было тяжело. А вообще, когда я начала записывать альбом, у меня была амбиция сделать концерт вместе с каким-нибудь театральным режиссером. Представляете, как было бы здорово проехаться с туром не по клубам, а по ДК или театрам. У меня уже даже есть идея, с кем я могла бы это осуществить. 

Фото: Юлия Майорова

Наверняка будут вопросы вроде «А где же ее фирменная постирония?»   

В этой программе я не боюсь буквальных решений. Постирония мне надоела. Наш мир этим перенасыщен. Даже у самого мейнстримового исполнителя — например, у Тимати — каждая новая строчка существует только для того, чтобы высмеять предыдущую строчку или другого исполнителя, или самих себя. Люди так заигрываются в это высмеивание, что теряется сама ремесленная суть искусства. Мне это надоело не только в музыке. Возьмем моду. Мода сейчас — карнавал идей и высказываний. Balenciaga делает для своих пиджаков какие-то огромные плечи… Господа, мы уже поняли, что можно надеть на себя мешок от картошки и это тоже будет считаться одеждой, можно записать какой-то свой пьяный бред, что тоже будет искусством, хорошо! Но я соскучилась по тому, чтобы дизайнеры просто хорошо шили одежду, чтобы они делали акцент не на разрушении стереотипов, а на своем ремесле. Соскучилась по простому платью, который дизайнер сшил, потому что много лет этому учился, совершенствовал мастерство. У меня истосковалась душа по простой песне, без насмешек и анекдотов. Вы знаете, когда я общаюсь со своими сверстниками, у меня создается ощущение, что это общее такое настроение. Может быть, действительно эпоха постиронии заканчивается и наступает что? Эпоха метаиронии! Но это мы можем только предполагать. 

Фото: Юлия Майорова

Вы довольны тем, как прошли концерты-презентации альбома? 

Самый первый концерт проходил в Москве. Новые песни, новый состав. Было много чисто технических нюансиков, с которыми мы не справились. В Питере прошло уже гораздо лучше. Все, слава богу, вовремя вступали. Но сама идея этих концертов мне нравится в любом случае. Мне нравятся наши костюмы, оформление сцены. Да еще после такого перерыва между концертами — конечно, я была счастлива. И теперь скучаю по концертам еще сильнее. 

Многие отметили, что на новом альбоме вы выросли как вокалистка. Что для этого было сделано? 

Просто пришла к преподавателю по вокалу, и она мне вдруг сказала, что никакое я не сопрано и голос у меня от природы довольно низкий. Тут я вспомнила, что в школьном хоре была альтом. И когда на предыдущем альбоме пела на зажатых связках, чтобы голос был еще тоньше, нежнее, — это как будто была такая защитная психологическая реакция моего организма. А то, что я смогла наконец расслабиться и петь так, как предполагает моя природа, — скорее заслуга моего психолога

В вашем интервью с Юрием Дудем был момент, который меня лично разочаровал: когда вы сказали, что в России никто не занимается корневой музыкой. 

Конечно, мне потом сказали, что занимаются, и много. Но при этом их творчество не выведено у нас на массовый уровень. 

Песни «Тугие косы» и «Кумушки» говорят о том, что у вас в этом стиле многое могло бы получиться. 

Эта тема меня стабильно интересует. Конечно, я не стала бы писать в таком стиле целый альбом. Но как часть характера, как элемент творчества, я думаю, эта ниточка будет долго тянуться. 

Расскажите, пожалуйста, об обложке вашего альбома. 

Все это придумал Витя Исаев. Он вообще отвечает в нашем коллективе за визуальную сторону. 

Убрать «ушки» из вашей прически — его решение? 

В какой-то момент мне стало с ними некомфортно. Просто стала чувствовать себя не в своей тарелке. Мне ведь их перед каждым концертом делали. Теперь я за естественный образ на сцене. 

Фото: Юлия Майорова

А костюмы для последней программы — тоже Витина идея? 

В общем-то, да. Мы просто сидели в кафе, перекидывались идеями, и появилась задумка — индустриальный стиль, времена Великой депрессии. И мы обратились не к модным стилистам, а в киношную костюмерную. Так же было и перед съемкой у Урганта

Вернемся к обложке.

У нее был первоначальный референс — картинка одного японского фотографа. Множество спин, среди которых в луче света — лицо девушки с макияжем гейши. Эта картинка долго лежала у меня. А потом мы решили добавить в нее русскую народность. Сверху ива, внизу вода, у девушки косица. Нам хотелось сделать что-то очень русское и очень театрализованное. С одной стороны, это пространство какой-то сцены — черный задник и все такое. С другой стороны — дерево. Хотелось создать ощущение размытости, странности, культурного вакуума.


Фото: Юлия Майорова
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 13:15, 26 февраля 2021
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 26 февраля, 13:15
Ариан Романовский назначен главредом журнала Tatler
Новости, Новости — 26 февраля, 12:49
Самая милая вакансия: в Москве ищут специалиста по подсчету котиков
Новости, Новости — 26 февраля, 12:24
Норвежский электронный дуэт Smerz выпустил дебютный альбом Believe
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 26 февраля, 09:57
Земфира выпустила альбом «Бордерлайн»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Бизнес — 25 февраля, 17:11
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Новости, Новости — 23 февраля, 00:07
Эрика Кикнадзе снялась в кампании Jacquemus
Новости, Новости — 22 февраля, 21:14
Прототип кроссовок Louis Vuitton I (Red) от Вирджила Абло выставили на аукцион
Новости, Новости — 22 февраля, 19:22
Daft Punk распались
Новости, Новости — 22 февраля, 18:51
Tyler, The Creator написал песню для рекламы Coca-Cola
Музыка — 22 февраля, 15:12
Новое в музыке за неделю: Slava Marlow, Mahalia, GONE.Fludd и Alfie Templeman
Новости, Новости — 22 февраля, 13:55
HBO показал тизер главных премьер 2021-го
Это грех
(1 сезон)
6.1
Черная молния
(4 сезон)
7.6
Люпен
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)