Интервью, Кино — 26 ноября 2020, 15:30

О фильме «Вечный свет», Гаспаре Ноэ и Пазолини. Интервью с Беатрис Даль

На российские экраны вышел «Вечный свет» Гаспара Ноэ, в котором знаменитая французская актриса Беатрис Даль сыграла взбалмошную режиссерку. О любви к Ноэ и Пазолини — в интервью для SRSLY.

«Вечный свет» был впервые показан в Каннах в 2019 году. Можете вспомнить ваши впечатления от фильма после первого просмотра на большом экране?

Я была очень горда. Поработать с Гаспаром Ноэ всегда было моей мечтой. Кроме того, мы снимались с Шарлоттой (Генсбур. — Прим. SRSLY), что стало дополнительным бонусом. И когда увидели реакцию зала — 20-минутные (или около того) овации, то были очень довольны. Для меня гордость — иметь эту картину в своей фильмографии. Жалею только об одном: из-за этого @#$ного коронавируса я не смогу представлять «Вечный свет» по всему миру вместе с Гаспаром.

Это во многом фильм о кино. Что вы думаете о развитии кино сегодня? О его возможных трансформациях из-за коронавируса, переходе в онлайн и так далее? 

Знаете, фильм Гаспара был одной из лучших французских премьер. Редкий случай, что такая самобытная картина вызвала столько интереса. Казалось, это облегчает Гаспару съемки следующего фильма, но все остановилось с началом второго карантина во Франции. Честно говоря, я очень скучаю по жизни «до». Я ведь еще играю в театре, и мне становится грустно, когда вижу там музыкантов, которые записывают свои выступления в пустом зале, а потом публикуют это в социальные сети... Очень надеюсь, все вернется на круги своя, и кино в том числе. Когда вы находитесь в кинотеатре или в театре, одна из важнейших вещей — это ощущение общности вашего опыта. Замечательно, когда зал наполнен людьми. В противном случае, нет совместного опыта, что очень печально.

Вся ситуация с пандемией меня очень раздражает, так как я действительно хотела посетить Россию. Фильм выходит во многих странах, но я сказала Гаспару, что, если он соберется представлять картину в Москве и Санкт-Петербурге, я поеду с ним. Мне бы очень хотелось посетить именно северные и восточные страны. И я очень расстроена, что не могу быть там сейчас. 

В «Вечном свете» есть прямая отсылка к фильму «День гнева» Карла Теодора Дрейера, где сообщается, что для получения эмоций настоящего ужаса в сцене с падающей на костер ведьмой необходимо было продержать актрису привязанной на высоте в течение двух часов. Что вы думаете о таких жестах в кино?

Ничего страшного в этом нет. Оставаться на лестнице, на холоде в течение двух, трех, четырех часов не так уж катастрофично, это процесс: актеры и люди, причастные к фильму, готовы пойти на подобного рода жертвы, которые, на самом деле, ничто по сравнению с результатом. Цель оправдывает средства. Сколько бы ни было сложностей на съемочной площадке, результат, который увидят зрители, — вот что действительно ценно. Лично мне все остальное неважно.

Беатрис Даль и Гаспар Ноэ/фото: Getty Images

А какой режиссер Гаспар Ноэ? Режиссер-диктатор, которого мы в том числе видим и в фильме, или скорее демократичный режиссер?

Нет-нет, Гаспар очень внимателен и заботлив к актерам. Помню сцену, где две американские актрисы должны были переодеваться. Раздеться в кадре всегда непросто. Гаспар тогда приостановил съемку, подошел к девушкам, поговорил с ними, удостоверился, что им комфортно и что они полностью согласны и готовы на это пойти. Он очень доброжелательный и чуткий человек. А его самоотдача поражает всех. 

Теперь хочу спросить по поводу диалога в увертюре фильма. Как я поняла, он был абсолютно сымпровизирован, это так?

Да, абсолютно. 

Как вы можете описать процесс съемки этого диалога и других сцен? Сколько вообще было импровизации на площадке?

Все проходило следующим образом. Гаспар просил приходить команду к 16:00, и мы не снимали до двух-трех часов ночи. Он погружал нас в состояние усталости и даже некоторого истощения. Надо сказать, это было прекрасно, все вместе мы разговаривали, дискутировали — это приводило в совершенно определенное состояние.  

Гаспар говорил: «Фильм Гаспара Ноэ не делается в девять утра свежими и отдохнувшими людьми».

Иногда неплохо почувствовать измождение и раздражение. В любом случае, для этого процесса необходимо необычное, особенное состояние.

По поводу импровизации он мне сказал так: «Ты актриса, я режиссер, так что снимайся, а я соберу это в фильм». Гаспар просил нас предлагать все, что мы можем, — он ведь не обязан все сохранять после. Минимум, который мы могли сделать — это обрисовать несколько вариантов развития сцены. Гаспар же сохранит то, что ему интересно.

Про сцену открытия он сказал мне следующее: «Раз уж ты любишь поэзию Пазолини, тогда дай мне понять, что ты говоришь о его фильме, не называя ни его имени, ни самого фильма, ни актеров. Заставь меня думать о фильме Пазолини». Вот манера режиссуры, свойственная Гаспару Ноэ. Вы помещаете меня в какую-то тему, а я развиваю ее во всех возможных направлениях и смыслах. 


В фильме есть фраза о том, что киноискусство — поэтика, а не политика. Как считаете, эти понятия совершенно разные или все же взаимосвязанные?

Каждый раз, когда иду на фильм Гаспара Ноэ, знаю, что он либо тронет, либо шокирует, либо надломит. Так или иначе — не оставит индифферентной, и я люблю кино именно за это. Прекрасно понимаю, что некоторые делают и смотрят кино в качестве своего рода отвлечения, но меня это не интересует. Люблю фильмы за вовлечение: вы приходите, и режиссер (например, Ноэ или Линч) погружает вас в свою вселенную, создает совершенно новый мир. Это сравнимо с влюбленностью: вы следуете за человеком, не задавая вопросов. Для меня то же самое происходит с любимым режиссером: неважно, куда он меня поведет — я не задаю вопросов, а просто следую.

Здесь вы как раз играете режиссерку (réalisatrice). Есть ли фигуры, на которых вы ориентировались для этой роли?

О каком-то конкретном режиссере не думала, но основные мои референсы в кино — это Фассбиндер, Пазолини, Бергман. Вот их я бы хотела выделить в первую очередь. К сожалению, мы никогда не встречались, но кино именно этих режиссеров никогда не оставляет меня равнодушной.

Хотели бы вы снять что-то сами в ближайшем (или далеком) будущем?

В качестве режиссера, думаю, нет. Видите ли, сегодня все импровизируют, становятся актерами, певцами, режиссерами... Но ведь режиссура — это профессия, ремесло, которому необходимо обучаться, как и любому другому. И есть много людей, которые им хорошо владеют, поэтому не думаю, что здесь можно импровизировать без какого-либо фундамента. Для меня режиссер — это художник. Если вы придете в художественную школу, там будут сотни людей, способных написать вам красивую картину, но там не будет сотен человек, которые будут писать, как Ван Гог или Фрэнсис Бэкон.

Беатрис Даль в фильме «37,2º утром» (реж. Жан-Жак Бенекс)
Беатрис Даль в фильме «Что ни день, то неприятности» (реж. Клер Дени)

В фильме мы видим очень много цитат выдающихся авторов кино. Как вы думаете, существует ли сегодня фигура автора, при том что она была дезавуирована даже самим Годаром? Иными словами, мертв автор или жив?

Я считаю, что, в любом случае, мы всегда вдохновляемся теми, кто был до нас. Необходимо уметь восхищаться величиной других людей, наслаждаться их работами снова и снова. В этом смысле авторы не мертвы. Упомянутый вами Жан-Люк Годар — очень важный референс для Ноэ — человек, который совершил революцию в кино благодаря французской Новой волне. Этот оммаж так или иначе необходим. 

И последний короткий, но важный вопрос. Насилие — всегда зло? 

Для меня, наверное, самый красивый фильм на свете — «Сало» Пазолини. Это пример истощающего, раздражающего и скучного насилия. И если вы смотрели этот фильм, то видели одну из величайших работ, которая противостоит фашизму. По сути, это кино не существовало (его почти сразу же запретили). И сегодня, учитывая всю существующую цензуру, оно бы точно не вышло. Считаю, что насилие для подобных целей (конечно, не физическое, а интеллектуальное, цель которого — пробудить совесть и сознание) не только оправдано, но и необходимо.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 00:44, 2 августа 2021
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)