Очевидный фронтраннер оскаровской гонки от Аарона Соркина и два фильма ужасов от студии Blumhouse.
«Суд над чикагской семеркой» (The Trial of the Chicago 7)
1968 год. Америка крушит Вьетнам, Чикаго раздирают протесты. Убиты Мартин Лютер Кинг и Джон Кеннеди. Хиппи и «Черные пантеры» не дают прохода американской демократической партии. Под гильотину судебных тяжб попадают семь человек, которых среди прочих играют Саша Барон Коэн, Эдди Редмейн и Джереми Стронг. Аккомпанируют адвокат в лице Марка Райлэнса, судья-злодей – Фрэнк Ланджелла и Джозеф Гордон-Левитт, у которого случился j’accuse.
Кажется, что с «Оскаром», намеченным на конец апреля, все стало прозрачно уже в середине октября. Порномаскарад прямиком из ДК железнодорожников, исполненный, возможно, в самом невыносимом жанре иронической судебной ретро-драмы, — пока что главный кандидат на статуэтку за лучший фильм. Кино во славу светлого будущего (оно, как водится, не за горами) с шутками из самых долгих ящиков, героями, карикатурно поделенными на «хороших» и «плохих», как в детской безальтерантивной игре с экшен-фигурками. Хиппи в картине, как принято считать, не лезущего за словом в карман Соркина — выдающиеся идиоты, готовые застыть в хаосе мятежа и выдавливать из себя звук «ом», политики немногим лучше. Еще не Мэл Брукс (это было бы комплиментом), но близко. И те и другие в пуританском Голливуде — последняя цитадель, над которой удобно зубоскалить.
То, как Соркин пользуется хроникой, да и вообще, спекулирует темой, в сравнении с тем же недавним «Черным клановцем» Спайка Ли — просто испанский стыд. Не хватает напряжения в кадре, потому что все это немножко фильм «День выборов», бах — и залп из хроники. Netflix с таким оскар-бэйтом, как «Дело чикагской семерки», повезло несказанно. Кино и до 2020 года смотрелось бы максимально выгодно, но теперь уже просто не отвертеться. Актуальное искусство, политическое, имеющее мало общего с кинематографом, в обсуждении которого редкие американские критики собираются с силами, чтобы немножечко указать на то, что это какой-то кукольный театр с барского плеча. Тем страннее, что все это соорудил не Адам Маккей или Ава Дюверней, а Соркин, любопытствующий обычно исключительно точными психологическими портретами и игрой в покер на почве кино (чему отчасти и был посвящен его дебют «Большая игра»). А ведь какое кино можно было снять на том же материале, с музыкой группы Love, пленочной дымкой, без дурацких париков. Но общее место в братской могиле на стриминг-гиганте — достижение куда более сподручное. Тут не до революций.
Где посмотреть: Netflix
«Ноктюрн» (Nocturne)
Невероятно талантливая скрипачка сводит счеты с жизнью, прыгнув из окна. Оканчивающая музыкальную академию по классу фортепиано Джульетт (Сидни Суини) находит ее дневник со странными алхимическими гравюрами и внезапно обнаруживает в себе силы противостоять своей куда более одаренной, как говорят, сестре-близняшке Вивиан (Мэдисон Айсмен). Расплата за партии с темными силами не заставит себя долго ждать.
Сидни Суини, что и следовало ожидать, — потрясающая, юная Шэрон Стоун. Сам же «Ноктюрн», даже для студии Джейсона Блума — нелепая и бесхитростная ерунда. Девушка по понятным причинам становится одержимой, начинает профессионально доминировать над сестрой и погружаться в мир расхожих безумств. Погибшая скрипачка с расквашенной головой в зеркале, зловещие проезды камеры по коридорам, классическая атмосфера за неделю до ЕГЭ. Из настоящего и ненадуманного — светлая мысль: девчонка просто хотела, чтобы ее любили. За то, что она играет не хуже сестры и действительно талантлива. За то, что она добрая и красивая. Ну и просто любили, любят ведь не за что-то. А когда человек привыкает к тому, что его поносят, приходится удариться в чернокнижничество. Впрочем, и от «Ноктюрна» может быть польза. На титрах, к примеру, понимаешь, насколько же любишь фильм «Кэрри».
Где посмотреть: Amazon Prime Video
«Тебе стоило уйти» (You Should Have Left)
Банкир Тэо (Кевин Бейкон) женат на молодой актрисе (Аманда Сайфред) и постоянно ее ревнует. Неспокойный Тэо хранит темный секретик, несколько лет назад его бывшая жена погибла у себя дома в ванной, и теперь парня посещают разные неприятные видения. Картина мира усугубляется, когда пара вместе с дочкой едет развеяться в большой модный дом в уэльской деревне, где не ловит связь, но зато у банкира начинает уверенно ползти черепица.
Другой проект студии Джейсона Блума — не меньше, чем и «Ноктюрн», коллаж из штампов с пометкой grief/trauma/cursed house. Беспокойные сны, фирменные проезды камерой по не вселяющему ровным счетом ничего коридору (точно как в «Ноктюрне»!!!), поджидающие за углом утопленники и прочая прикладная наркомания для постигающих азы в киноискусстве хоррора. Добавляет смеха факт, что написал и поставил «Тебе стоило уйти» сам Дэвид Кепп — на минуточку, автор «Тайного окна», сценарист «Человека-паука», «Комнаты страха» и еще примерно десятка голливудских картин, без которых сложно представить современное американское кино. Ну, whatever. А вот за Сайфред и Бейкона дюже обидно. Так халатно распоряжаться их талантами — преступление.
Где посмотреть: iTunes