Пауза между альбомами длительностью в два года в наше время для артиста — непозволительная роскошь. Теоретики музыкального менеджмента учат нас, что исполнитель должен постоянно глушить слушателя контентом, а иначе его забудут, и песням, которые он все же когда-нибудь выпустит, сложно будет протискиваться к публике. Именно в такой ситуации сейчас находится Монеточка** (настоящее имя — Лиза Гырдымова** ). Прорывной альбом «Раскраски для взрослых» вышел больше двух лет назад. В прошлом году Лиза еще подавала признаки жизни, эпизодически выпуская синглы и клипы на старые песни. В 2020-м она практически молчала. Или просто не высовывалась.
Для артиста, сделавшего себе имя, благодаря пабликам «ВКонтакте», «Вечернему Урганту» и публикациям во «взрослых» медиа типа «Медузы», Republic и Esquire, это слишком большая пауза. В паблике в VK, где у нее 230 тыс. подписчиков, — сплошные «годовщины» клипов и альбомов. Правда, был онлайн-концерт в инстаграме* (во время самоизоляции), довольно остроумный, но, кажется, потерявшийся в череде подобных «домашников». А для того, чтобы вернуть себе внимание больших СМИ, нужно было опять изобрести нечто очень значительное и социально важное, как это было с «Раскрасками».
Кстати, на эту роль вполне могла претендовать новая песня «Переживу» со вполне уместным посреди локдауна позитивным зарядом. Лиза показала ее набросок в апреле во время парного инстаграм* -эфира с Витей Исаевым, и если бы певица довела ее до ума и выпустила официально, это вполне мог бы быть хит.
Вероятно, песня «Переживу» войдет в новый альбом, о выпуске которого Монеточка** сообщила в августе. Деталей мало, известно только, что его презентации пройдут 3 ноября в московском «Известия Hall» и 4 ноября в клубе «Морзе» в Санкт-Петербурге.
А на днях исполнительница снова ударилась в воспоминания и выложила на ютьюб фильм « Монеточка** : 21 год на эстраде». Съемки, использованные в этой ленте, относятся к прошлогоднему концерту в Зеленом театре Парка им. Горького, когда вместе с Монеточкой** на сцену вышли «На-на», «Альянс», Noize MC, а также артисты шоу «Кривое зеркало».
В целом конструкция фильма очень проста. Запись концерта перемежается фрагментами домашних видео, снятых во время застолий в семье Лизы Гырдымовой. Несмотря на то, что к началу 2000-х формат VHS перестал быть актуальным, и домашние и концертные кадры пропущены через соответствующие фильтры, а весь фильм в целом оставляет ощущение оцифрованной старой видеокассеты. Строчки песен, возникающие в нижней части кадра в материале 2019 года, также работают на атмосферу домашнего видео. Все это, вероятно, сделано для того, чтобы зритель ни в коем случае не воспринял этот фильм всерьез, не оценивал его по меркам настоящей концертной съемки, которую принято осуществлять при помощи многочисленных летящих камер и дронов.
Постиронический налет, судя по всему, остается фирменным приемом Монеточки** . Ее песни нельзя воспринимать буквально. Прежде чем рассмеяться от души, распознав в тексте точную примету времени или небанальную рифму, слушатель обязательно должен себя одернуть: «А все ли я правильно понял?» «Кривое зеркало» с «На-на» — это воспоминания о телевизоре времен екатеринбургского детства певицы, которые повзрослевшая певица может себе позволить материализовать на сцене. Но это и наверняка нечто еще — символы, которые подкованный зритель может истолковать более изящно.
Строчки песенных текстов, представленные в видео домашнего караоке, на самом деле — едва ли не лучшая из находок фильма. Дело в том, что, исповедуя особую манеру исполнять и записывать музыку, граничащую с lo-fi и дешевой эстрадой, Монеточка** совершенно определенно недосчиталась слушателей, которые в теории могли бы пополнить ряды ее поклонников, но не стали тратить время на разгадывание постироничных головоломок. Читая тексты песен, что называется, глазами, потенциальные фанаты теперь в состоянии оценить прекрасный слог артистки и ее эрудицию. Как справедливо замечает Алексей Мажаев из Intermedia, тексты Монеточки** наполнены парадоксами, отсылками, смелыми образами, поэтому аудитория, когда слушает ее, просто физически не успевает следить за полетом Лизиной мысли.
Фильм « Монеточка** : 21 год на эстраде» дает надежду на то, что все, что мы слышали от нее до сих пор, — это лишь предисловие к чему-то более значительному именно в исполнительском и постановочном смысле. Сочинять песни у нее получается отменно, и новый альбом, вероятно, будет тому подтверждением. Вот только произведет ли он тот же эффект, что и «Раскраски для взрослых»? Собирать очередную бомбу Монеточке** теперь явно сложнее, как и поспевать за ритмом жизни.