Развернуть Свернуть
Обзоры, Кино — 19 августа 2020, 19:09

MIEFF 2020: что показывают на Московском международном фестивале экспериментального кино

Текст:

С 19 по 25 августа в Москве в пятый раз пройдет Международный фестиваль экспериментального кино MIEFF. В программу, помимо традиционного международного конкурса, специальных показов и ретроспектив, впервые вошел конкурс российского кино, включивший в себя шесть работ российских видеохудожников за последний год. Всего в конкурсной программе приняли участие более тридцати режиссеров: 16 женщин и 18 мужчин. О некоторых из них мы расскажем и попытаемся выяснить: что же объединяет молодых художников? 

Нур Овайда, соредактор монреальского онлайн-киножурнала Hors champ и заместитель директора Metropolis Art Cinema Association в Бейруте, способна с лихвой возместить месяцы, проведенные в заточении в результате последствий пандемии, и подарить всякому заскучавшему по морскому бризу восемь видеокассет, датированных 2014–2018 годами с записью Средиземного моря в фильме «Одно море, 10 морей». В воздухе практически чувствуется запах водорослей и нагретого песка, сопровождаемый нетерпеливым криком чаек. Три женщины по имени N., T. и C. исследуют записанные изображения и звуки, куда помимо волн и брызг неожиданно внедряется кот, сидящий на окне, и человек, темный силуэт которого может напомнить о периоде французского немого кино и «Человеке открытого моря» Марселя Л’эрбье.

«Одно море, 10 морей»
#INSERT_ARTICLE#

Роза Барба — доктор философских наук из Италии, ныне обитающая в Берлине. Изучая мир посредством камеры 35 мм, она совмещает ценность документа с возможностями современных технологий и являет на свет субъективную картину мира, где за бесчисленным количеством текстовых сообщений о последствиях антропоцена прячется поистине ивенсоновское видение «агрегатных состояний веществ», которые и дали название фильму. Отблески солнца, плавно переливающиеся на волнах растаявших ледников, превращаются в геометрию горных пород, пронизанных линиями труб. И тогда картина, созданная, чтобы критиковать человеческое вмешательство в течение дикой жизни, превращается в рассказ о совмещении и возможности сосуществования. 

То же можно сказать и о фильме «Океан || Океан» Сиприена Гайяра, лауреата премии Марселя Дюшана, использующем для рассказа о взаимодействии человеческого и природного съемки погребения под воду вагонов метро, которые мгновенно оказались захвачены местными жителями: рыбами и морскими черепахами. Сиприен Гайяр замещает отсутствующее посредством образов: с помощью архивных кадров он дает истинно природному облик машинного и, в свою очередь, обращает внимание на присутствие в окружении технического слабых отпечатков морского мира, когда замечает посреди стремительного перемещения электричек отпечатки моллюсков. 

«Океан || Океан»
#INSERT_ARTICLE#

Подобное переплетение природы и человека в рамках программы Международного конкурса можно отыскать и у австрийского режиссера Антуанетт Цвирхмайр, исследующей изменчивость материй. «Сейсмическая форма» притягивает к себе внимание легким расплывающимся блеском, расширяющимся до вполне конкретных фигур вроде человеческой руки, держащей в руке мандарин, или извивающегося в попытке почувствовать вкус космической пыли языка. Соревнующееся за гладкость внешней оболочки обнаженное человеческое тело безмолвствует посреди водной глади и белоснежного камня. Когда разговор идет о вечности, слова бессильны.

Так считает и Джоди Мак, вовсе не использующая звук для своего короткометражного фильма «Пустоши №2. Органично органически». Как и прежде, вновь отдавая предпочтение стробоскопическому давлению, она посвятила работу исследованию таяния льда, в кусочки которого заключены заживо замороженные цветы. Ее фильм — настоящая игра, в которой невозможно победить, если поставить целью отгадать каким будет следующий стоп-кадр. Мак всегда будет на шаг впереди.

«Пустоши №2. Органично органически»
«Синяя роза»
#INSERT_ARTICLE#

О своей любви к цветочному миру в документальном эссе «Синяя роза» рассказала участница российского конкурса, Ольга Корсун. Ее откровения, сопровождающиеся нежными кадрами, снятыми на пленку, переплетаются с записанными комментариями людей, выбравшими для себя работу, связанную с цветами. Русские любят розы, синие стоят более пяти тысяч рублей, но зато могут храниться в стеклянной колбе до шести лет; в Нидерландах есть настоящий цветочный аукцион, а в Японии проводят безумные эксперименты. В своей дебютной работе Ольга Корсун, как кажется, объединила многолетние исследования, посвященные цветочному миру, но в конце концов главным остается начальное — настоящая красота не измеряется в сантиметрах и уровнях яркости цвета, и даже самые маленькие и незаметные цветы могут избавить от тоски и многому научить.


Но далеко не все участники конкурсной программы отдали предпочтение изучению взаимного влияния человека и природы. В фильме «Яркий летний дневник» преподавателя Калифорнийского университета искусств Лэй Лэя, его субъективные воспоминания, перебиваемые материнскими дополнениями, которые связаны с фотографией из детства около горы Лушань в 1988 году, плавно переплетаются с чужими снимками, должными помочь собирательному образу стать целым, объединив личную и коллективную память. Этот режиссер, как и Исмаил Бахри, представивший на Международном конкурсе ленту «Призрак», с трепетом изучает историю, касающуюся их лично. Разве что трехминутная история Бахри заключена в одной-единственной фотографии, зависимой от источника света, а рассказ Лэй Лэя — в двадцати семи минутах множества снимков, рассказывающих о судьбах блошиных рынков и местных достопримечательностей. 

«Год Белой Луны»
#INSERT_ARTICLE#

Максим Печерский, представивший в рамках российского конкурса фильм «Год Белой Луны» — победителя ханты-мансийского фестиваля «Дух Огня», тоже пытается посредством кинематографа разобраться с историей собственной семьи. Он не возвращается в прошлое и не пытается восстановить память через фотографии, но обращается к аудиальной составляющей и помещает на звуковую дорожку запись телефонного разговора с матерью, оставшейся в Екатеринбурге после его переезда в Москву. Монолог о необходимости вступить в брак и вернуться на родину, потому что так «говорят звезды», может позабавить и вызвать улыбку, но сквозь попытки заполнить тревожащую тишину то и дело прорывается отчаяние, рожденное в отсутствии точек соприкосновения сына и матери. Как изображение на экране телевизора, снятого режиссером с помощью статичной камеры, часто не совпадает с тем, что описывает по телефону мать, так и обсуждения болезней, путешествий и празднования дня рождения никогда не могут стать чем-то, что действительно тревожит. «Год Белой Луны» — это откровенное послание с надеждой, что однажды каждый сможет быть услышанным и понятым без слов.

Герои черно-белого фильма Исмаила Сафарали, отец и дочь, тоже плутают в поиске. Они видят один и тот же сон: жители Африки движутся в такт звучащему на английском языке стихотворению, отбивающему повторяющийся ритм. Однажды девушка сбивается и спрашивает отца: «Еще раз? Я делаю это уже третий раз», но он настойчиво просит ее повторять снова и снова, возможно, в попытке найти в себе путь к объединению голосов и желанного понимания. «Смотреть, как ты превращаешься в камень», благодаря его поэтической мелодичности, можно назвать внеязыковыми поисками истинной музыки, чего-то очень личного среди общего. 

Среди конкурсной программы есть еще один фильм, режиссер которого словно стремится через кинематограф сохранить связь с семейными корнями. В 1993 году Мико Ревереза было всего три года, когда он и его родственники переехали из Манилы в Калифорнию. На протяжении многих лет он снимал короткометражные фильмы и музыкальные клипы в США, завоевывая все больше и больше признания как со стороны американских жителей, так и на европейских фестивалях. Отрицая давно ставший родным английский язык, Ревереза возвращается обратно, к тагальскому. «В отдалении» — фильм, где режиссер монтирует голос бабушки, рассуждающей о билетах на Филиппины с ее пугающим изображением — живой, но застывшей в неестественности положения, присущего лишь мертвому.

«Долговечное тело»
#INSERT_ARTICLE#

«Долговечное тело» художника и режиссера из Таиланда Укрита Са-нгуаная — это одновременно кино, отрицающее неотвратимость смерти и, быть может, тайское видение притчи, мораль которой заключена в том, что порой реальные истории могут быть намного страннее вымысла. Множество разъединенных по смыслу сцен в совокупности формируют лабиринт, и некоторые его пути непременно заведут зрителя в тупик. Лишь верно заданный вопрос поможет сквозь иносказательность автора отыскать в танце проигравшего тайца, а в крокодильей смерти и ритмичном создании совершенного человеческого лица на 3D-принтере нужный поворот, за которым таится выход. 

Не только Укрита Са-нгуаная заинтересовался особенностями работы 3D-принтера и возможностями непосредственного «сращивания» живого тела и искусственно созданными элементами. Тайваньский художник Сюй Че-Ю, исследующий взаимоотношения медиа и памяти, спустя сорок лет после ключевой в его жизни операции по разделению сиамских близнецов в 1979 году, заново переживает с помощью камеры свое прошлое и снимает фильм «Копия одна». Он принял решение завершить начатую перед операцией процедуру сохранения формы тела с помощью керамики и разностороннего сканирования, назвав это «семейным фото». Объектив Сюй Че-Ю, вспоминающего о погибшем брате, плавно фиксирует внимание на предметах быта, золотых рыбках в аквариуме, отражении солнечных лучей и затем долгое время скользит по поверхности кожи, покрытой складками, морщинами и трещинами. Расплывающееся изображение напоминает изучающих сновидения «Сомнилогов» Верены Паравель и Люсьена Кастен-Тейлора, однако в отличие от этого фильма, у Сюй Че-Ю сны всегда больше похожи на цифровую копию реальности, нежели на тягучую смесь желаний. 



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 12:00, 13 сентября 2025
Магия кухонной раковины и укулеле скримо. Библия группы Twenty One Pilots
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Новости, Новости — 10 сентября, 19:30
Новые цвета, ультратонкий корпус Air и синхронный перевод в наушниках: что показали на презентации Apple
Новости, Новости — 10 сентября, 19:25
У Mamma Mia! будет третья часть. Это подтвердила Аманда Сайфред
Новости, Новости — 10 сентября, 18:10
Гильермо дель Торо снимет фильм «Ярость» с Оскаром Айзеком
Новости, Новости — 10 сентября, 17:05
Стартовали съемки сериала «Игра на вылет» с Данилой Козловским
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
В разработке мультсериал о Шерлоке Холмсе
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 сентября, 13:40
Отсылки к культовому фильму в клипе THE DAWLESS и Кассета на трек «Ненависть»
Новости, Новости — 10 сентября, 12:50
Страницы друзей и лента оценок: «Кинопоиск» обновил профили пользователей
Новости, Новости — 9 сентября, 12:10
Новое дело Бенуа Бланка в тизере фильма «Достать ножи 3»
Новости, Новости — 8 сентября, 20:32
Warner Bros. Discovery подала в суд на Midjourney
Новости, Новости — 8 сентября, 19:00
Lego представила самый дорогой набор в истории
Новости, Новости — 8 сентября, 17:10
Нейросети «Яндекс Музыки» научились сводить треки в DJ-сеты
Кино — 8 сентября, 16:45
Радикальная честность Лины Данэм. Как творит автор сериалов «Девочки» и «Чересчур»
Новости, Новости — 8 сентября, 16:05
Объявлены победители Венецианского кинофестиваля
Новости, Новости — 8 сентября, 15:00
Начались съемки фильма «Холоп 3»
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы