Расскажите о своем герое из сериале «Жить жизнь».
Это во всех смыслах очень хороший парень! Образованный, воспитанный, уважающий личное пространство других людей, в отличие от других героев этой истории. И наверное, как будто не совсем адаптированный к суровой и циничной столичной реальности.
Внутренний стержень парня, выросшего в Петербурге 90-х, у вас лично остается?
Да, он всегда со мной. Все, что наращивается — наращивается сверху. А стержень, как вы сказали, Петербурга 90-х — он основной.
В «Жить жизнь» поднимается проблема абьюза, манипуляций. Если полистать европейскую прессу, складывается ощущение, что индустрию моды сотрясают скандалы, связанные именно с этими явлениями.
С обывательской точки зрения это, возможно, так и выглядит. Но если рассматривать индустрию моды изнутри, то там все очень профессионально и четко. Если вы модель, у вас есть агент. Агент будет общаться с кастинг-директором, кастинг-директор — непосредственно со своими работодателями и так далее. В рабочей сфере нет пересечения личностных границ. А комментарии по поводу внешнего вида нельзя принимать близко к сердцу, поскольку они исходят от людей, которые постоянно работают с цветом, с формой, с дизайном и стилем. Они сосредоточены на мельчайших деталях — это необходимая часть их профессии. Иными словами, особо чувствительные люди могут принять за абьюз обыкновенную профессиональную критику.
А вот «Треугольник печали» (Тriangle of Sadness) рассказывает про закулисье моды в сатирических тонах.
Это потрясающий фильм. Я очень смеялся. Это гипербола, это сюр. Все так и есть, но, чтобы выразить мир моды в форме киноискусства, создатели добавили гротеска.
Там показано, что для деятелей моды современные идеи типа экологии или дайверсити — это поза, а не убеждения.
Этот маленький эпизод кастинга нельзя воспринимать как единственно подлинный пример закулисья мира моды. Кастинги — разные для разных работ, поэтому их нельзя сравнивать между собой. А сотрудники модных домов — дизайнеры, художники, директора — очень чутко следят за искусством во всех его проявлениях — музыка, кино, живопись, выставки, музыкальные фестивали. Мне правда кажется, что нет людей, которые были бы более осведомлены в том, что сейчас происходит. Когда я работал моделью, всегда знал, что будет в тренде через полгода, а то и через год. То, что нам кажется модным сейчас, создавалось в индустрии год назад.
Будучи режиссером по образованию, вы имеете амбиции сам что-то режиссировать или поставить?
В какой-то момент жизни мне пришлось выбирать. До того, как стать актером, я успел поработать оператором в классной команде на документальном фильме о том, как Джеймс Франко снимал рекламу для Gucci — Techno Color Sunglasses. А потом абсолютно случайно я попал на съемки клипа Iron Woodkid — это была захватывающая, потрясающе интересная работа.
После нее я пошел учиться актерскому мастерству на курс Cours Florent в Париже, вступительная подготовка для которого длится месяц. Ты делаешь этюд и с ним поступаешь на основной курс. За неделю до экзамена я сломал обе руки. Я просил незнакомцев на улице, чтобы они пустили меня ко мне же в квартиру. (Смеется.) Пришлось уехать домой в Петербург, чтобы вернуть себе дееспособность.
В это же время я решил поступать в знаменитую французскую школу La Femis. Преподавание и вступительные экзамены там только на французском языке, поэтому я в срочном порядке отправился в Сорбонну учить французский. В принципе, за эти три месяца я неплохо освоил язык, но как оказалось недостаточно хорошо для 6-часового письменного экзамена. А поскольку поступить в La Femis можно только до 27 лет, то это была моя первая и последняя попытка. В итоге учиться режиссуре я отправился в другую интернациональную школу (EICAR — Международную школу кино и телевидения в Париже. — Прим. SRSLY).
Сейчас я в Москве и уже два месяца интенсивно готовлюсь к большому проекту, поэтому полностью сконцентрирован на актерской профессии. Возможно, через какое-то время, когда я достигну определенных результатов, то осмелюсь работать с другой стороны камеры.
Тем более что сейчас, пока у вас есть фактура, этим логично воспользоваться.
Я честно пытаюсь поддерживать форму, следить за собой, чтобы эта фактура осталась на долгие годы.
Ваша первая крупная актерская работа была в фильме «Он — дракон» (2015). Когда выстрелила «Игра престолов», где драконы играют центральную роль, у вас не сложилось легкой досады, что чуть-чуть поторопились вы с драконами?
Я бы не стал сравнивать. Фильм занял свою нишу, его продолжают показывать по всему миру. Особенно приятно, когда после просмотра благодарные зрители смотрят кино еще раз, но без дубляжа и в итоге увлекаются изучением русского языка. Меня как лингвиста-преподавателя (Матвей окончил факультет иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена. — Прим. SRSLY) это не может не радовать.
У меня как раз следующий вопрос об этом. Какие вы бы посоветовали приемы, чтобы овладевать языками быстрее?
Просто смотрите свои любимые фильмы или сериалы на английском, если хотите — с субтитрами. Главное, слушайте.
Языки даются тяжело в самом начале, когда нет представления о том, что такое другой язык. Если нет возможности непосредственно оказаться в среде, где на нем говорят, то нужно зубрить. А потом самое главное — преодолеть ступор, не задумываясь над грамматикой — просто говорить.