Недавно команда Ess-Thetik и основатель ивент-агентства DEPARTÁMENT Павел Недостоев открыли бар Fonoteca, расположившийся уровнем ниже ресторана тель-авивской кухни Flâner.
Сюда вы вряд ли попадете просто с улицы — бар работает только по брони, находится он в подвале, и в придачу на его двери стоит код. Но явление определенно уникальное и заслуживает внимания: Fonoteca — первый в своем роде listening bar в России, вдохновленный японскими заведениями подобного формата и целящийся в самые сердца меломанов и аудиофилов.
Что же такое listening bar и почему стоит сходить в «Фонотеку» (и зависнуть там на неопределенное количество времени)? Об этом Павел Недостоев говорит с неподдельным энтузиазмом.
Культура listening баров расцвела в Японии в конце 60-х и стала приходить на Запад пару лет назад. А теперь дошла и до нас. Все привычные нам атрибуты бара сохраняются, однако в listening-бары люди приходят не общаться с друзьями и культурно (или не очень культурно — у кого как) выпивать, а слушать музыку, что можно понять уже из названия. Поэтому в таких местах вы практически не услышите громких возгласов и смеха — здесь принято внимать мелодиям и ритмам, открывать для себя новые звучания возможно уже известных композиций. Телефоны, кстати, тоже просят ставить на мьют — прямо как в концертных залах.
Как и полагается в listening-барах, сердце «Фонотеки» — грандиозная музыкальная система, и, конечно, она — первое, что бросается в глаза, когда заходишь в эту небольшую комнату всего на 20 посадочных мест. Что интереснее — прежде чем попасть в облагороженный подвал на Кривоколенном переулке, система собиралась по частям (главная из них — студийные мониторы JBL 4350 1979 года) и совершенствовалась лично Павлом на протяжении почти восьми лет. Отделка помещения тоже очень любопытна и изощрена: стены не параллельны друг другу (чтобы не было эха), пол и потолок обтянуты специальным поролоном, в разных местах висят деревянные, будто сложенные из кубиков, панели (они отражают и рассеивают звук) и звукопоглощающие панели рядом с баром, потолок обработан специальным звукопоглощающем материалом, пол собран из нескольких разных по плотности материалов — все это для того, чтобы создать суперкрутую акустику.
В общем, очевидно, что к качеству и аутентичности звука здесь относятся наиболее трепетно. В том числе поэтому музыка в «Фонотеке» проигрывается только с аналоговых носителей, и в этом тоже заключается определенная позиция: в отличие от цифры, музыка с пластинок, кассет и магнитных лент каждый раз звучит по-новому, и с каждым воспроизведением носитель постепенно портится («Ускользающая красота», — говорит Недостоев). Более того, это еще и некая ностальгия по временам, когда люди «охотились» за музыкой, собирали пластинки и гордились своими коллекциями.
Коллекция же на Кривоколенном, 7 в основном состоит из пластинок Павла (и постоянно пополняется новыми), а часть из них находится наверху, во «Фланере», где тоже есть возможность их послушать.
Fonoteca работает со среды по субботу (в среду — до 1:00, в остальные дни — до 3:00), и каждый день программа разная. По средам приглашают селектора, который самостоятельно выбирает и ставит музыку в практически любых направлениях и традициях: это может быть и африканская, и бразильская, и японская. Четверг — день, посвященный джазу. В пятницу и субботу играет тоже селекторская музыка, но обязательное условие — чтобы она создавала позитивный вайб: диско, фанк, буги and so on. Недавно вот в качестве селектора к ним заглядывал Ургант:
По воскресеньям место тоже иногда открыто, но пока только для специальных мероприятий. Помимо совместного прослушивания здесь еще будут проходить тематические лекции и дискуссии, погружающие посетителей в контекст услышанной музыки.
Барная карта концептуальна! Помимо стандартного набора и широкого выбора джинов, в ней есть авторские коктейли (весьма недешевые — по 950 рублей) — «твисты на широкоизвестную классику», как называет их бар-менеджер Евгений Клименко. С его же помощью расшифровываем пасхалки, заложенные в названия каждого напитка — дань важным альбомам и фигурам в музыке. Из самого запоминающегося: Shifting Metaphors (отсылка ко второй части романа «Убийство командора. Ускользающая метафора» Харуки Мураками — известного ценителя джаза и фанатичного коллекционера виниловых пластинок), Bitches Brew (в честь экспериментального альбома легендарного джазиста Майлза Дэвиса), Rumours (культовая пластинка Fleetwood Mac 1977 года), ну и Jesus Sister — по сути «Кровавая Мэри» — любимый коктейль Павла Недостоева, ник в инстаграме у которого — jesus_sisters. Такое вот подмигивание.
Еды в «Фонотеке» нет, и вряд ли будет. Хотя если очень хочется, можно принести из «Фланера».
Ну и пара слов про интерьер. Его спроектировал известный израильский архитектор Агнон Гранот: мебель привезли из Нидерландов, а большинство арт-объектов и картин принес Павел из дома. В результате у них получилось место в стиле американских джаз-баров 20-х годов с примесью других эклектичных деталей, а приглушенный свет — финальный штрих, довершающий общую атмосферу, которая переносит посетителей в эпохи, когда никто, наверное, и не догадывался, что музыку можно будет слушать не из граммофона, а в беспроводных эйрподсах. Машина времени.