Обзоры, Образ жизни — 23 мая, 20:27

«Мягкая родина» и исследование телесности. Как устроено новое пространство галереи Ruarts

В середине апреля в Москве открылось новое роскошное арт-пространство, которое по своему внутреннему содержанию и внешнему убранству вполне можно сравнить с продвинутыми западными институциями — от Palais de Tokyo в Париже до Saatchi Gallery в Лондоне.

В индустриальном здании с панорамными окнами в Трубниковском переулке, которое модернизировало архитектурное бюро Atrium, расположился новый дом знаменитого московского фонда Ruarts. Уже больше семнадцати лет там занимаются развитием современного искусства в России, поддержкой стрит-арта и молодых художников. И если раньше Ruarts располагался только в скромном здании в районе Остоженки, то теперь у него появилось еще одно помещение, но гораздо внушительнее: в Трубниковском переулке можно выставлять богатую коллекцию, которая состоит из лучших образцов искусства послевоенного периода и современного российского арта. Хозяйка галереи, коллекционер и меценат Марианна Сардарова вместе с главным куратором и арт-директором Катрин Борисов планируют раз в полгода обновлять экспозицию, но обязательно концептуально, чтобы все работало в одной связке. Даже сам интерьер, в котором представлено искусство Ruarts, выстроен со смыслом. 

Фото: Михаил Розанов

Катрин Борисов, арт-директор Фонда Ruarts: «Видите, как выглядит наша экспозиция: в качестве оформления мы используем грубые материалы: фанеру, картон, крафт. А зеркала подчеркивают этот рабочий процесс, расширяют пространство, его можно рассмотреть с разных углов. Мы же переехали в новый дом, а это, выходит, такой символ нашего переезда. Как будто мы только что открыли коробки с нашим собранием и вытащили первые изюминки коллекции». 

Работа нового пространства началась с символичной выставки под названием «Мягкая родина», где представлены главные хайлайты собрания. Марианна Сардарова и Катрин Борисов представили знаковые и хорошо известные работы российских и советских художников, которые рассуждают на темы взаимодействия с государством, общественным пространством и собственной идентичностью. Три этажа — три раздела — три преломления. В первом зале художники рассуждают про государство, его границы и давление. Выше расположились те работы, в которых поднимаются гендерные проблемы, телесность и эротизм. А на четвертом этаже — собрание классиков и исторические параллели. 

Фото: Иван Пономаренко

Катрин Борисов: «Наверняка художники закладывали что-то другое, свои смыслы, но это же частная коллекция, а мы как кураторы имеем право выстраивать собственную концепцию. В данном случае мы смотрим на эту тему иронично. Это же мягкая родина, поэтому у нас представлен мягкий, я бы даже сказала женский взгляд на острые проблемы. Это выставка про расширение сознания, психоделический трип про жизнь и взаимоотношения с системой, настоящая феерия. Мы пытаемся максимально расширить сознание зрителя. Не заостряем, а смягчаем. Добавляем женское понимание, привносим сочувственное внимание. Мы за то, чтобы люди немного вырвались из собственной зашоренности и внутренних границ при просмотре».  

Тон выставке задало знаменитое вышитое полотно художника Дмитрия Цветкова, которое так и называется «Мягкая родина». Оно красуется прямо на входе, на цокольном этаже, органично взаимодействует с лестницей, ведущей на выставку, так что пропустить при всем желании не получится. Вот это и есть очень яркий символ выставочного проекта. Карта России из шерсти, синтепона и жемчуга. Вместо регионов — подушки, что выражает тот самый аккуратный и деликатный подход к теме. Но цвет, как и положено, учитывая историю страны, — красный. Работа была сшита до 2014 года, поэтому Крыма на этой карте вы не найдете. И никакой политики в этом нет. 

Дмитрий Цветков, «Мягкая родина»/фото: Иван Пономаренко

В первой части экспозиции, которая про родину, оппозицию государственного и частного, взаимодействие человека с системой, вы точно не пройдете мимо сюрреалистических пейзажей современных художников. Здесь перед вами предстает узнаваемая российская действительность. Глаз обязательно зацепится за перевернутые тоталитарные высотки Дмитрия Венкова, бюст «Наше все» Маяны Нысыбулловой, где образ Пушкина скрещивается с образом президента (эта работа симптоматично была приобретена во время пандемии), фирменную инсталляцию Алексея Луки, напоминающую до боли знакомые русскому человеку то ли ржавые гаражи, то ли подъезды, то ли бытовки, «Дом 15» (тоже ржавый) Рината Волигамси.  

Ринат Волигамси, «Дом 15»/фото: Иван Пономаренко

Абсурдное и ироническое начало выставки выражает работа «Небесный Кремль» Сергея Ануфриева, в котором такие знакомые атрибуты советской и российской жизни, как колючая проволока и электрические столбы, обретают новую коннотацию на фоне калифорнийского пейзажа и ласточек. Вот такой интеллектуальный ребус и провокация от художника, предпочитающего разговор на серьезные темы с улыбкой, и заинтересовал кураторов. Получается кислотный и взрывоопасный микс, который смело можно назвать «Страх и ненависть в Кремле». 

Сергей Ануфриев, «Небесный Кремль»

На этаже, посвященном границам собственного тела и сопутствующим метаморфозам, рассказано про фобии и фантазии, связанные с изменчивым представлением об идентичности, гендере и самоопределении. Здесь мы уже увидим много болезненных линий, излома, уязвимости и стыда на фоне твердых предметов. Художники рассуждают про трансформации, что-то подвижное, про то, что все время течет и видоизменяется. 

Так, на картине Сергея Борисова революционная женщина с обнаженной грудью оборачивается в колючую проволоку. А вот три раздетых молодых человека на полотне Евгения Медведева-Ма, в позах которых видится унижение и дискомфорт. 

Евгений Медведев-Ма, «Трое»/фото: Иван Пономаренко

«Возможно, перед нами призывники на медкомиссии в военкомате, которые вот таким образом столкнулись впервые с системой. Их тело ощущает это унижение на себе», — рассказывает о своем впечатлении от работы Катрин Борисов

Висят здесь и безусловные хиты — фирменный женский образ Владислава Мамышева-Монро, корсет от Данилы Полякова и фигуры Олега Кулика, который собаку съел на теме телесности. 

Четвертый этаж полностью отдан на откуп классикам и шедеврам. Здесь представлены crème de la crème из художников-нонконформистов, представителей андерграунда, от шестидесятников до 90-х. Эти имена уже вошли в золотой фонд нашей страны — Петр Беленок, Дмитрий Краснопевцев, Игорь Вулох, Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг, Леонид Пурыгин, Леонид Соков, Тимур Новиков и другие. 

Леонид Пурынин, «СССР»/фото: Иван Пономаренко

Объединяет все этажи выставки тотальная инсталляция «Вечные ценности» от музыкального арт-тандема из Москвы Михаила Мясоедова и Глеба Глонти. Они перебрали всю коллекцию Ruarts и представили ее в особой визуальной и аудиоформе. Получилось эффектное и громкое воплощение замыслов коллектива.

Но в новое пространство Ruarts есть смысл прийти не только за искусством. Как и положено сегодня уважающему себя арт-пространству, там можно просто посидеть в кафе, купить что-то в сувенирной лавке, почитать книги про стрит-арт в местной библиотеке или сделать модную фотку со стеклянным полом на пятом этаже, который уже превратился в популярный инстапоинт, как туалет в музее «Гараж».
Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Иван Пономаренко
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 19:23, 19 июня 2021
Мифология в музыке, альбом «Родной» и хипхопера «Копы в огне». Интервью с группой «Всигме»
Новости, Новости — 19 июня, 19:23
Лиза Анохина вновь обогнала Дину Саеву в тиктоке. У блогерши уже 25 млн подписчиков
Новости, Новости — 19 июня, 17:23
Появилась новая версия «Тамагочи». Теперь питомец будет жить в часах
Новости, Новости — 19 июня, 13:13
Ваша Маруся объяснила, почему не ушла из Dream Team House вслед за Олегом Ликвидатором
Новости, Новости — 18 июня, 20:00
Россия возобновляет авиасообщение с Турцией, США, Италией и еще шестью странами
Новости, Новости — 18 июня, 19:06
Начинающий тиктокер предложил Дане Милохину делать бесконечные репосты сторис друг друга. Тот согласился
Популярная темаПопулярно
Образ жизни — 18 июня, 18:40
Дай почитать: обзор «Клары и Солнца», «Часов судного дня» и других книг
Новости, Новости — 18 июня, 16:58
Griff выпустила дебютный микстейп One Foot In Front Of The Other
Новости, Новости — 18 июня, 16:43
У Насти Bad Barbie вышел новый трек «Недруг». Он про дружбу между мужчиной и женщиной
Новости — 16 июня, 19:24
8 красивых веломаршрутов Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 18 июня, 13:58
Дима Масленников рассказал о доходах, «Перевале Дятлова» и рекламе в Forbes Digest
Новости, Новости — 18 июня, 13:13
У XO Team коллаборация с британским тиктокером Кайлом Томасом
Образ жизни — 18 июня, 12:53
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Звягинцев, «Би-2» и цифровая одежда
Новости, Новости — 18 июня, 12:35
Стартап Kernel создал шлемы для «чтения мыслей». Они стоят 50 тыс. долларов и заменяют целую научную лабораторию
Новости, Новости — 18 июня, 11:35
Ян Гордиенко открыл контент-парк в Киеве
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 18 июня, 10:55
В Санкт-Петербурге появится молодежное пространство с тикток-хаусом. На это выделили 15 млн рублей
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Герои — 17 июня, 17:33
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)