В третьем сезоне дорожки сериала и романов Мартина постепенно расходятся. Сверяться с книгами уже нет особого смысла. Сериал начинает рассказывать что-то свое. Впрочем, дух и смыслы остаются неизменно едиными. Третий, вероятно, один из главных классически идеальных сезонов всей саги.
С одной стороны, почти каждая серия дарит те могучие сцены, которые навсегда создали славу «Игры престолов». Чудесная, наивная и сильная Дейнерис с ее «Дракарис!», от которого мурашки каждый раз, Бейлиш с монологом про хаос и лестницу, Кейтлин со своим рассказом о том, как она не смогла заставить себя полюбить ребенка-сироту.
Кстати, обратите внимание на занятный играпрестольный паттерн — в 9-й серии каждого сезона (до седьмого, когда количество серий уменьшилось и рисунок несколько сбился) все время происходит нечто ужасное, при этом чередующееся — то жуткая смерть (первый сезон — Нед Старк), то эпичная битва (второй сезон — Черноводная). В третьем настает черед жуткой смерти — и не одной. Это, конечно, легендарная уже Красная свадьба.
С другой стороны, третий сезон забирается в новые дебри, становясь необыкновенно живым, вибрирующим, полным всяческих подробностей и сюжетных линий, почти позабытых к финалу: Братство без знамен с его стремлениями и чаяниями, Варис с его трагической историей детства, Маргери с ее обольстительными дипломатическими умениями... В первой же серии появляются новички Тормунд Великанья смерть (еще могуч и пугающ), Квиберн (уже загадочен и нигилистичен, его откопал Робб в Харенхолле), а позже Жойен Рид, его сестра Мира, блестящая Оленна Тирелл (ее роль исполнила культовая английская актриса Дайана Ригг)...
Пока Джон мыкается с одичалыми по их снежным гарнизонам, осторожно изучая повадки противника, которого ему в будущем суждено приручить и алхимически воссоединить с вечными антагонистами северянами, Дени, облачась в синий цвет (так вспоминает любимого Дрого), в общем-то делает как раз это, объединяет людей, только — как всегда в этой паре — гораздо красочнее и экстравагантнее. Вообще, ее линия в третьем сезоне — одно из главных удовольствий. Дейнерис ведет себя как настоящий герой (в юнгианском смысле этого слова) — отказывается следовать по одной из двух очевидных дорожек черно-белого пока мира. Одну предлагает Джора Мормонт, другую — Барристан Селми. Но это все не то, не то, они не понимают... потому-то они не герои этого романа. А она герой, потому что, алхимически сплавив вместе два очевидных пути, находит третий, из реального жизненного опыта рождает (как драконов) нечто новое, только ее собственное. Джон в будущем сделает нечто похожее, а пока он занят с Игритт, его линию прекрасно и душераздирающе оттеняет брат Робб, герой не настоящий — золотой идеальный мальчик, наследник и король, который, конечно, делает все не так. Он не прошел воду, огонь и медные трубы, он даже женился по любви. Конечно, в этом мире он обречен.
Еще третий сезон делает акцент на замечательной мартиновской амбивалентности, которая выражается, например, в том, как Мелисандра и Братство без знамен поклоняются одному богу, но совсем по-разному. В то же время растерянные линии, персонажи, разбросанные по разным концам этого равнодушно жестокого мира, вдруг — о чудо — совершенно неожиданно, сами того не подозревая, пересекаются. Так Бран, бредущий к Стене, вселившись в волка, случайно помогает любимому брату Джону.
А мир уже начинает катиться в тартарары. Рамси вовсю развлекается с мучимым им Теоном, полсезона делая вид, что его спасает. Джейми теряет руку и вместе с ней иллюзии, кажется, начиная обращаться на светлую сторону. Зеленые огни Черноводной из прошлого сезона сменились кровавым мерцанием свадебного торжества. Самое чудовищное в Красной свадьбе — не убийство Робба, Кейт, Талисы и неродившегося ребенка, и даже не то, что были убиты гости, с которыми разделили хлеб и соль (боги такое, как известно, не прощают), а то, что рядом высматривала мать и брата Арья, и последняя надежда на что-то человеческое оказывается потеряна для нее и для всех. Дракарис.