Действие «Ангела тьмы» разворачивается в 1987 году — через год после событий первого сезона. Невиданное происшествие раскалывает американское общество: впервые в истории на электрическом стуле погибает женщина, обвиненная в убийстве собственной новорожденной дочери. Поскольку труп ребенка так и не был найден, многие (в том числе участницы движения суфражисток) уверены в несправедливости смертного приговора. В то же самое время пропадает еще один младенец — дочь испанского посла. Расследование берут на себя алиенист Лазло Крайцлер, женщина- детектив Сара Говард, журналист Джон Мур и судмедэксперты братья Айзексон.
Для современных сериалов (или тв-шоу) совсем нехарактерны изменения в названии — особенно это касается дорогих и успешных проектов, к которым, безусловно, относится «Алиенист». Напротив, даже если от сезона к сезону полностью меняется история, время, каст (как в культовом True Detective, к примеру), название останется на месте как знамя стабильности, а иначе зрители начинают рыскать глазами в поисках чего-то менее подозрительного. Тем не менее продюсеры пошли на этот, казалось бы, неоправданный риск, приписав к таинственному «Алиенисту» чудовищно пошлого «Ангела тьмы», хотя нет никакой нужды в очередной раз подчеркивать, что ответственность за это историческое фэнтези почти целиком лежит на Калебе Карре. Значит, отличие все-таки есть, и его захотели подчеркнуть.
Другой любопытный ход — «пакетный» релиз. Так, 19 июля на платформах разной степени легальности появилась не одна серия, как мы привыкли, а сразу две. С учетом рассуждений съемочной группы о том, что каждый эпизод — это чуть ли не самостоятельное произведение, которое надо «абсорбировать», прежде чем приступать к просмотру следующего, эта спешка кажется странной. Разве что продюсерам захотелось нагнать левую повестку и срифмовать свой сериал с потрясениями в США, пока мировое сообщество не успокоилось. Тем паче, один из лейтмотивов «Алиениста» — полицейский беспредел и коррупция. А сцена с нанесением побоев чернокожей суфражистке (допустим, такие были) офицером полиции на мирной акции протеста — прямо-таки готовый сюжет для CNN.
Нет ничего плохого в том, чтобы спекулировать на острых темах, особенно если исторический контекст это позволяет. Противостояние команды энтузиастов прогнившей системе в лице бывшего инспектора Бернса и представителей элиты вполне может дополниться парочкой подпунктов. В первой серии довольно ярко представлен конфликт между «белыми привилегированными мужиками и бунтующими суфражистками аkа феминистками первой волны», например. Беда в том, что эта тема сама по себе не столь свежа, а Фаннинг, подметающая полами юбки место преступления и взывающая к совести коррумпированных «белых цисгендерных мужчин», смотрится, прямо скажем, забавно до нелепости.
Да и тема с коррумпированностью и полицейским беспределом, к сожалению, представлена гораздо слабее, чем в первом сезоне, а ведь эта линия едва ли не так же интересна, как составление портрета очередного маньяка нестандартными методами. О методах, кстати, пока тоже особенно нечего сказать: токсикологическая экспертиза и опыты на кроликах — это неплохо, но вот умозаключения Лазло о природе зла вообще и маньяка-детоубийцы в частности больше напоминают даосские изречения, чем его же собственную работу в первом сезоне.
По-видимому, все дело в «первой женщине-детективе» Саре Говард. Не потому, что гендерные дела всех достали и все портят, а потому, что они сбили фокус. В «Алиенисте» главным героем был (какая неожиданность) алиенист — человек, который заглянул в бездну, а она заглянула в него. Социалочка присутствовала, но было и кое-что куда интереснее: иррациональное зло, а точнее, неизученный человеческий мозг, способный вытворять страшные вещи со своим носителем, превращать его в чудовище. Когда герои столкнулись с иррациональным злом, в них стало резонировать их собственное. Они открывали нечто иррациональное и страшное в самих себе, а Лазло, как самый израненный и потенциально склонный к психическим нарушениям герой, это формулировал и вербализировал.
В «Ангеле тьмы» (снятом очень талантливо с точки зрения саспенса и всяких жутких физиологических подробностей), иррациональное вытеснено социальным, потому что формулирует не Лазло со своей зловещей чудинкой (хотя он и произносит всякие разные слова), а блондиночка с сигаретой и нереализованным материнским инстинктом. Мы видим принудительные аборты, унижение и сексуальную эксплуатацию женщин, их беспомощность перед властью мужчин и так далее — все это страшно, но в этом нет «заглядывания в бездну». Даже маньяк-детоубийца встал чуть ли не на одну ступень с главврачом абортария и прочими угнетателями женщин. В результате «Алиенист: Ангел тьмы» — средней руки костюмированный детектив с актуальной проблематикой, его герои (в том числе Лазло) — стандартные для жанра персонажи, выполняющие свою работу с энтузиазмом, но без восторга первооткрывателя. А Сара больше не первая женщина в полиции, а «детектив с опытом и ресурсами» — ничем, кроме юбки, к сожалению, не примечательный.
Подробнее про события первого сезона можно прочесть в нашей карточке.