Существуют произведения, которые очень сложно экранизировать, и легендарный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», несомненно, один из них. Все дело в мистике и скрытом внутреннем посыле, который дано понять не каждому. Однако Владимир Бортко не испугался и «замахнулся» на бессмертную классику. Ранее он уже экранизировал повесть Булгакова «Собачье сердце», поэтому был хорошо знаком со стилем автора. Именно поэтому ему удалось невероятно тонко прочувствовать и вынести на суд зрителей самые важные и ключевые моменты истории.
Многие режиссеры неоднократно пытались экранизировать самый яркий, скандальный, мистический и, несмотря на множественную критику, любимый и обсуждаемый роман XX столетия, который и сегодня продолжает занимать ключевое место в русской литературе. «Мастер и Маргарита» (1972) Александра Петровича, «Мастер и Маргарита» (1989) Мацея Войтышко, «Мастер и Маргарита» (1994) Юрия Кары: среди всех экранизаций творение Владимира Бортко называют лучшим. Режиссеру удалось невероятно точно, вплоть до мельчайших подробностей, перенести на пленку содержание романа, за что сериал был удостоен премии «ТЭФИ-2006» за лучшую режиссуру, премии «Золотой орел» в номинации лучший телесериал. Также картина получила Специальный приз жюри на французском кинофестивале в Биаррице и приз российского кинофестиваля «Виват кино» в Санкт-Петербурге.
Сюжет произведения знаком всем поклонникам русской классики (или хотя бы тем, кто не спал на уроках литературы в старших классах). Воланд в сопровождении свиты из нечистой силы появляется в столице, чтобы устроить грандиозный бал. На Патриарших прудах он встречает молодого поэта Бездомного и литератора Берлиоза, предсказывая смерть последнего. Эта роковая встреча производит неизгладимое впечатление на поэта, и тот попадает в психиатрическую клинику, где встречает Мастера, который рассказывает ему о своем сгоревшем романе и любимой женщине Маргарите. В это время та самая Маргарита безрезультатно пытается отыскать любимого и даже идет на сделку с самим дьяволом. Знакомый сюжет в интерпретации Бортко приобретает новый блеск, а апофеозом картины становится бал у сатаны, который обнажает все пороки и изъяны, присущие человечеству.
Главным достоинством экранизации Бортко принято считать звездный состав. Зрители привыкли видеть Анну Ковальчук в роли сдержанной, немногословной и отважной Марии Швецовой в сериале «Тайны следствия», а Владимиру Бортко удалось представить Анну в совершенно новом для нее амплуа — яркой и непредсказуемой роковухи Маргариты, от леденящего смеха которой по телу бегут мурашки. После этого фильмографию актрисы пополнили другие запоминающиеся образу: она перевоплотилась в сказочную фрейлину в «Золушке» и примерила роль супруги Александра Колчака в фильме «Адмиралъ». Александр Галибин в роли Мастера также стал удачным попаданием. Интеллигентный, образованный, загадочный, немного холодный и отстраненный, он прекрасно оттеняет яркий образ Маргариты на экране. На счету Галибина немало популярных проектов, среди которых «Летчик», «Водоворот» и «Выжить после». Олег Басилашвили в образе Воланда также стал одним из самых запоминающихся персонажей картины, хотя именно за это кастинговое решение Бортко нещадно критиковали, указывая на то, что актер заметно старше, чем описанный в первоисточнике «Иностранец». Тем не менее, режиссер решил сделать ставку на профессионализм Басилашвили, которому прекрасно удается передавать характер и сущность своих героев, в кого бы ему ни приходилось перевоплощаться на экране — Федор Степанович в «Небесах обетованных», генерал Мизинов в «Азазеле» или старик в «Ликвидации». Также в картине приняли участие Владислав Галкин** , Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Сергей Безруков и другие звезды российского кинематографа.