Когда в 2021 году Стивен Спилберг представил «Вестсайдскую историю», получившую довольно посредственные оценки, в ряде рецензий стали появляться аккуратные предположения, что от 75-летнего режиссера уже не стоит ждать блокбастеров и шедевров, достойных «Оскара». Но все эти пересуды тут же прекратились, стоило легенде мирового кино представить «Фабельманов». Фильм стал двукратным лауреатом «Золотого глобуса» и получил семь номинаций от Американской киноакадемии, хотя на самом деле вполне заслуживает большего.
«Фабельманов» еще до выхода окрестили творческой биографий Стивена Спилберга, режиссер сам подтвердил, что история юного Сэма основана на его воспоминаниях из детства. При этом нельзя относиться к новой картине как к документалке: режиссер искусно играет с правдой и художественным вымыслом, напоминая зрителям прописную истину: «Кино — это сон». Фильм правильнее было бы назвать фантазией на тему детства настоящего художника, неслучайно фамилия главных героев этой истории скрывает в себе немецкое fabel (сказка, небылица).
Зрители знакомятся с главным героем Сэмом (Матео Зорян), когда родители (Мишель Уильямс и Пол Дано) терпеливо объясняют малышу, что такое кинотеатр и что там будет происходить. Мальчик знает, что там будет темно, а папа рассказывал еще и про огромных людей на каком-то проекторе, так что ничего хорошего от этого похода он не ждет. Но стоило Сэму единожды соприкоснуться с магией кино, как оно навсегда проникло в его жизнь и стало частью его личности. Свой первый фильм впечатлительный мальчик снял с мамой втайне от отца, чтобы воссоздать поразившую его сцену крушения поезда и пересматривать ее снова и снова. Крайне метафоричным кажется кадр, когда главный герой смотрит свой дебют, проецируя изображение на раскрытые ладошки: теперь кино в его руках, он управляет этой магией и готов творить.
Взросление главного героя (Сэма-подростка играет уже Гэбриел ЛаБелль) неразрывно связано с кинематографом: новые жизненные этапы синхронизированы с художественными открытиями, достижения — со съемками, новшества — с приобретенными камерами и так далее. Он проходит путь от комедийных сценок с сестрами в главных ролях до драматических проектов о войне и картин, заставляющих даже неисправимых болванов переосмысливать свою жизнь.
Вместе с тем в киномир Сэма вторгается семейная жизнь: подросток больше узнает о своих родителях, монтируя фильм о поездке, нежели из личного общения. Его увлечение, в котором отец-инженер видит только затратное хобби, а несостоявшаяся пианистка-мама — шанс реализовать творческий потенциал, который она упустила, становится важным фактором для всех домочадцев. В конечном счете у Спилберга получается отнюдь не кино о семье, а фильм о жизни с кино, сказка о мальчике, который учится управлять «сновидениями».
«Фабельманы» доставляют зрителю огромное эстетическое удовольствие: визуальные метафоры, яркие образы героев и западающие в душу сцены вроде танца Митци в свете фар — все это к моменту начала титров создает впечатление приятного пробуждения. Смотрящий соприкасается с самой трогательной историей Спилберга, которая не может оставить равнодушным.