Американский авиатор, бизнесмен и кинематографист Мериан Купер был человеком многих талантов: он успел повоевать в Первой мировой войне, побывать в плену, стать одним из основателей авиакомпании Pan American, а также снять пару десятков фильмов, но в историю он вошел как создатель одного их самых культовых монстров — Кинг Конга. Мериан с шести лет был одержим гориллами, в 1927 году он снял в джунглях Сиама документально-игровой фильм (где уделил внимание и обезьянам), а после возвращения в США стал вынашивать идею картины о гигантском обезьяноподобном монстре. Иронично, что несмотря на то, что именно Купер придумал Кинг Конга, права на этого персонажа не принадлежат ему и его наследникам (вернее, не вполне принадлежат им).
Дело в том, что Мериан Купер занялся экранизацией своего сценария о Кинг Конге в начале тридцатых годов прошлого века, когда киноиндустрия, страдающая от Великой депрессии, с трудом могла выделить средства на столь дорогостоящий проект, предполагавший масштабные декорации и крутые (по тем временам) спецэффекты. Купер решил проблему финансирования весьма изящно: сперва помог продюсеру Дэвиду Селзнику устроиться на работу в кинокомпанию RKO, а потом и сам пошел в нее работать. Будучи частью системы, выбить средства на свой фильм ему оказалось значительно проще, но подобный маневр позднее вышел Мериану боком.
После того, как фильм имел огромный успех (и, по слухам, стал любимой кинокартиной одного печально известного австрийского художника), Купер захотел самостоятельно развивать историю Конга, но представители RKO заявили, что права на гигантскую обезьяну и все, что с ней связано, принадлежат им. Мериан Купер в свою очередь пытался доказать, что начал работать над Конгом еще до того, как устроился в RKO, и что он просто «одалживал» кинокомпании своего персонажа для съемок в фильме (и его сиквеле), а не передавал права на Конга. Тяжбы продолжались многие десятилетия и не затихли даже после смерти Мериана. В определенный момент представители студии Universal, планировавшие заняться ремейком первого фильма, и вовсе стали утверждать, что Кинг Конг за давностью лет уже стал национальным достоянием, и снимать про него кино может кто угодно. В конечном итоге судьи приняли соломоново решение, поделив разные аспекты Конга между несколькими правообладателями.
С последствиями этого решения мы имеем дело и по сей день. До недавнего времени экранизациями историй про Кинг Конга занимались Warner Bros. совместно с Legendary Pictures, имеющие на это все необходимые права. Они последовательно выстраивали историю персонажа, рассказывали про его жизнь на острове Черепа и борьбу с черепозаврами, встраивали Конга в свою киновселенную гигантских монстров. Однако в конце августа 2022 года стало известно, что на Disney, извечный конкурент Warner Bros., готовит для своего стримингового сервиса сериал про Кинг Конга, где представители «Мышиного дома» также собираются раскрыть историю происхождения огромной обезьяны и рассказать о его жизни на острове Черепа. И они имеют на это полное право, поскольку приобрели у наследником Мериана Купера разрешение на экранизацию его книг о Конге (а также последующих новелизаций от Джо ДеВито, созданных с позволения этих наследников). Таким образом, на экранах будут два разных Кинг Конга — киношный, который дерется с Годзиллой, и сериальный.
Следует отметить, что проект Disney — первый в истории Конга сериал о нем с живыми актерами. Раньше он становился героем мультсериалов, игровых фильмов, а также полнометражного анимационного мюзикла. В настоящее время сериал для Disney+ находится на самой ранней стадии разработки, так что вряд ли стоит его ждать раньше 2024 года. Производством проекта займется компания Джеймса Вана Atomic Monster, а сценарий для него напишет Стефани Фольсом, ранее работавшая над сериалом «Газетчицы».