Если, включая третий сезон уже полюбившегося зрителям «Мир! Дружба! Жвачка!», вы ожидали увидеть историю о компании детишек, взрослеющих в девяностые, то спешим предупредить: за три сезона «детишки» сильно выросли, и теперь, как принято говорить, «большие детки — большие бедки». Да, с этим надо смириться. Сейчас у главных героев жизненно важные проблемы связаны не с тем, куда пристроить собаку или как загладить вину перед другом, которого кинули с концертом «Агаты Кристы».
Третий сезон быстро вводит зрителей в курс дел главных героев, которые теперь вовсе не подростки, а молодые взрослые, которые буквально строят свою жизнь, а не просто фантазируют об этом. Вовка (Егор Абрамов) больше не забавный малый, который строит из себя ловеласа и знатока взрослой жизни, а молодой батя. Кстати, теперь мы знаем, что его Малую зовут Юля (Полина Гухман). Юле всего шестнадцать, но у нее на шее муж-оболтус, свекор-алкоголик и годовалый сын, иначе говоря — личная армия Вован Михалычей и Михал Вованычей.
Санька (Егор Губарев) строит свой бизнес, торгуя кассетами в арендованном ларьке, и почти не появляется дома, где теперь всем заправляет бабушка, пока отец с Виталиком придумывают схемы для выкупа Надежды из тюрьмы. Женька (Валентина Ляпина) учится на московском журфаке и приехала в Тулу с женихом лишь для того, чтобы продать квартиру, а потом выйти замуж и укатить в Кабо-Верде. Илюша тем временем, оставшись полной сиротой, стал одержим тренировками и обретением физической силы, чтобы таскать поезда и двигать самолеты.
В юном возрасте, в который вступают главные герои, заканчивая школы, глобальные изменения в жизни всегда происходят быстро: поступление, отношения, первая профессия, семья — все эти выборы, которые в итоге определяют судьбу человека на долгие годы вперед, делаются в короткий промежуток времени. Правда, непосредственно в этот период осознать это тяжело, мысли об экзистенциальных вопросах остаются вне поля зрения, которое забито яркими эмоциями, детским инфантилизмом и юношеским драйвом от мира взрослых. Но иногда накрывает.
В сериале про девяностые, авторы которого не стали превращать эпоху в аттракцион, а показали со всеми присущими ей ужасами, места такому «накрывает» нашлось достаточно. В новом сезоне герои ищут ответы на те вопросы, которые будет не лишним задать себе и зрителям всех возрастов. На что мы готовы ради любви? Что привело нас в ту точку, где мы есть? Что сейчас и что потом? Зачем и почему?
Пока молодая половина героев может крутануть вектор своей жизни как стрелочку для выбора цвета в твистере, герои постарше барахтаются каждый в своем болоте, которое тянет туда, откуда все старательно бегут. Третий сезон делает и без того драматичную линию Алика (Юра Борисов) еще более сложной и запутанной, вводя в историю бессмертного афганца понятие ответственности за целое поколение. История Рябининых-Волковых переходит из фазы противостояния к моменту разрушения семьи и смены всех ролей: внучка, успокаивающая бабушку тем, что спокойно говорит о тоске по матери из тюрьмы, — написанная слезами иллюстрация миллионов российских детей, которые взрослеют раньше положенного.
На фоне всего этого даже новая опасная бандитская группировка, захватившая город, и все их разборки и угрозы кажутся чем-то менее пугающим, чем то, что преподносит героям жизнь: бандиты могли бы сделать мир черно-белым, показав, где «свои» и «чужие». Но даже с карикатурными антигероями (хотя здесь совсем не тот случай, злодей Евгения Ткачука — антагонист года, не меньше) не бывает так просто. Приходится разбираться в оттенках серого, и мы сейчас вообще не про те 50 тонов, о которых можно подумать.