Пятый сезон «Игры престолов» основан на книгах Джорджа Мартина «Буря мечей», «Пир стервятников» и «Танец с драконами», а также на отдельных главах еще не дописанной книги «Ветра зимы». Из-за того, что сериал значительно опередил книги, шоураннерам Дэвиду Бениоффу и Дэну Уайссу пришлось продумывать сюжетные линии некоторых персонажей самостоятельно, основываясь лишь на общих гайдлайнах Мартина. Как выяснилось, в этом они не очень хороши.
Прежде всего Бениофф и Уайсс забыли, что мир «Игры престолов» огромен, разные локации разделены подчас сотнями километров, а современные транспортные средства героям сериала недоступны. Если ранее на то, чтобы добраться из Винтерфелла в Королевскую Гавань уходило несколько месяцев, то теперь Арья Старк (Мэйси Уильямс), сев на корабль в Вестеросе, моментально оказывается в Браавосе и стучится в двери Черно-белого дома. Понятно, что подобные «телепорты» необходимы для того, чтобы сюжетные линии полюбившихся зрителю героев не провисали (иначе некоторых из них на целый сезон выпали бы из повествования просто потому что находятся в пути), но из-за таких вот условностей создается ощущение, что большой мир внезапно сжался до крохотного пятачка. Впрочем, способность к быстрым перемещениям — наименьшая из проблем арки Арьи. Младшая дочь Неда Старка (Шон Бин) начинает обучаться искусству Безликих, но при этом не принимает их философию, что ломает всю логику, ведь члены браавосского ордена убийц получают силы от Многоликого бога именно потому, что следуют установленным правилам. Прогресс Арьи зависит не от ее действий, и даже не от внутреннего состояния героини (девушка все время остается предельно мотивированной), а исключительно от прихотей шоураннеров.
Особенно хорошо невнятность истории Арьи заметна по контрасту с злоключениями ее сестры Сансы (Софи Тернер). Обе девушки прошли через невыразимые страдания и за это были вознаграждены сценаристами, но в то время как Арья практически моментально проходит трансформацию из неофита в опытного убийцу с мистическими способностями, у Сансы мы видим плавную кривую роста: на протяжении всего сезона (равно как и предыдущих) она получает от разных людей уроки, пробует применить новые знания на практике, оступается и пробует снова с учетом допущенных ранее ошибок. Что не менее важно — своих побед (пусть пока маленьких) Санса добивается сама, без помощи сверхъестественных сил.
В этом сезоне Санса предстает перед нами как напуганная принцесса, которую против ее воли отдают замуж ради заключения политического союза — такой же была Дейенерис (Эмилия Кларк) в первом сезоне. Даже сцена консумации брака с Рамси Болтоном (Иван Реон) становится своеобразным эхом первой брачной ночи Дейенерис и кхала Дрого (Джейсон Момоа). Для обеих героинь этот унизительный опыт стал нижней точкой в их истории, после которой началось возвышение. И если у Сансы впереди путь к вершине, то Дейенерис в пятом сезоне топчется на месте или даже опускается вниз — она идет на уступки господам, возвращает старые порядки, которые отменила, теряет сторонников и едва не становится жертвой покушения.
Похожий путь проходит Джон Сноу (Кит Харингтон). Будучи дальновидным командующим, он понимает, что главный враг — это не одичалые, рвущиеся за Стену, а зловещие Белые Ходоки. С одичалыми можно договориться, их устремления просты и понятны, в то время как Белые Ходоки — это чистое зло, они несут лишь смерть и сверхъестественный холод. Джон проявляет талант и дипломата, и полководца, и организатора, но узко мыслящие дозорные не видят всей картины в целом и не могут понять логику его действий, так что переживший штурм Стены и битву при Суровом доме Джон Сноу умирает от клинков своих братьев по оружию (к счастью, как мы теперь знаем, ненадолго).
И все же самая интересная арка сезона — это события в Королевской Гавани, где Маргери Тирелл (Натали Дормер), став женой короля Томмена (Дин-Чарльз Чэпмен) борется за власть с королевой-матерью Серсеей Ланнистер (Лена Хиди). В попытке заполучить козырь в свои руки, Серсея призывает лидера радикальных религиозных фанатиков Воробьев (Джонатан Прайс), не сознавая до конца, что вера — это обоюдоострое оружие. После ареста Лораса Тирелла (Финн Джонс) по обвинению в мужеложестве его сестра оказалась под ударом, но Серсея забыла, что кузен Лансель (Юджин Саймон), с которым она сама делила постель, тоже состоит в рядах Воробьев, и может рассказать все о ее прегрешениях. Так, под мерный звон покаянного колокола и повторяющиеся возгласы «Позор!» происходит превращение Серсеи в Безумную королеву, главную антагонистку последних сезонов.