Финальный сезон подобен пилотному: спустя четыре года после запуска сериала режиссер и сценарист Сэм Эсмейл вернулся к истокам, закончив историю Эллиота Алдерсона (Рами Малек, уже получивший свой первый «Оскар») так же лаконично, как когда-то начал. Снова рефлексия, снова примерно половину каждой серии мы проводим в голове главного героя, когда в оставшееся время слово берет Мистер Робот (играющий его Кристиан Слейтер за эти годы ничуть не изменился).
В новых сериях Эллиот продолжает борьбу с сообществом «Деус» (группа самых богатых и влиятельных людей мира) и, конечно, их условным лидером Белой Розой, чьи планы зашли уже слишком далеко. В то же время главный герой еще больше погружается в свое прошлое, всплывают детские травмы и флешбэки, а витиеватая история с загадочным прыжком с балкона наконец получит внятное заключение.
Я хотел рассказать историю, которая могла бы достоверно представить весь хакерский мир. Многие голливудские фильмы, особенно вышедшие в конце 90-х и даже в начале нулевых годов, были очень банальными и не имели никакого отношения к реальной хакерской субкультуре.
Предыдущий сезон въелся в память экшен-составляющей: твист резко обрывался новым твистом, а там еще и режиссерская работа разрушала все телевизионные шаблоны. В четвертом сезоне Эсмейл практически полностью ударился в драму: в отношения между двумя альтер эго главного героя, связи с сестрой Дарлин (исполняющая ее роль Карли Чайкин в этом сезоне просто bitchin) и конкретное препарирование родительских уз Эллиота.
Четвертый сезон оказался беден и на режиссерские эксперименты: действие сменилось томными диалогами, а Эсмейл фокусируется на личной драме каждого из героев — один эпизод и вовсе снят в формате театральной постановки. Иронично, что в самой динамичной серии за 40 минут не произносится ни фразы — одно из немногих режиссерских новшеств Эсмейла за весь сезон.
Мы рассчитали, каким образом сможем добраться до конечной точки органично, чтобы ни у кого не было ощущения, будто мы топчемся на месте или тянем время. Так мы и расправились с историей: позволив ей самой сказать нам, что это будет заключительный сезон. Были способы перезагрузить сюжет и перегруппироваться на разных этапах и исследовать другие идеи, но ни одна из этих мыслей не казалась нам правильной или интересной.
И все же назвать финал «даунгрейдом» язык не повернется: шоу сместило акцент с глобальных сюжетных арок на интимные, и, учитывая, что «Мистер Робот» подошел к концу, решение оказалось оправданным. Вместо эпичных твистов и клиффхэнгеров — эмоционально изматывающие сцены и трогательные речи, от которых невольно пускаешь слезу, если не вовсе начинаешь рыдать.
«Мистера Робота» можно обвинить в том, что за четыре сезона шоу растеряло свои характерные особенности — эпичные хакерские взломы и заливающие экран строчки кода, но рано или поздно оно должно было к этому прийти. Сериал изначально был не столько о супермене-программисте, сколько о сломанной личности, которая деконструируется каждым новым эпизодом. Сознание Эллиота трещало по швам, вторая личность захватывала контроль, шизофрения продолжала прогрессировать — для Алдерсона «спасение мира» всегда было эскапизмом, своего рода хобби, которое заставляло забыть о душевных проблемах. Хобби, которое в конечном счете переросло в зависимость.
Четвертый сезон «Мистера Робота» — это тот уникальный случай, когда все ожидания оправдываются. Максимально правильный и удовлетворяющий, финал сериала ставит точку, которую не хочется превратить в многоточие или дочертить до запятой — Эсмейл честно дает ответы на большинство вопросов, при этом не до конца сдувая завесу мистики (зная Эсмейла, понимаешь: иначе он поступить не мог). Каждый из героев совершает свой эмоциональный выход сил, каждая сюжетная арка остается открытой настолько, что не требует дополнительных объяснений и не будет вечно гудеть в головах фанатов. Феноменальное завершение более чем феноменального сериала — и уж точно одного из самых гениальных за последнее десятилетие.