Дело витебского душителя
Мало нам было отечественного «Чикатило» и американского «Змея», как НТВ выпустил новый сериал про очередного серийного убийцу. Видимо, людям после карантина категорически не хватает адреналина, и они ищут его на экране (кстати, по статистике во всем мире количество реальных преступлений за последний год значительно снизилось, что неудивительно: преступники и их жертвы послушно сидели по домам и старались не заболеть). В центре «Душегубов» (так называется новый проект) история Геннадия Михасевича, витебского душителя, который в период с 1971 по 1985 год убил 36 женщин (сам убийца сознавался при этом в 43 совершенных преступлениях).
Интересно в «Душегубах» то, что история хоть и спровоцирована расследованием дела душителя, главным героем становится не маньяк (как это было в «Чикатило» и что многие зрители и критики считают морально неприемлемым), а следователь республиканской прокуратуры Леонид Ипатьев, который пытается установить связь между совершенными за последние десять лет преступлениями и наконец поймать преступника.
Душегубы в названии — это не только про маньяков, жертвы которых умирают от асфиксии, но и про чиновников и следователей, включенных в систему, которые буквально душат инициативы, не дают прорваться неудобной правде ради красивой статистики и собственного блага и поддерживают старый, проржавевший и не работающий как следует механизм строгой иерархии и власти «на местах». И эта «социалочка» тоже придает сериалу определенную динамику и притягивает интерес.
Ипатьев в ходе своего расследования встречает явное и яростное сопротивление со стороны местного следователя, Михаила Кузьмича Шахновича. Ему подчиняются все и вся в округе, он устанавливает правила игры и выстраивает схему расследований так, чтобы побольше на ней заработать. Потому он ерничает над Ипатьевым: может, и самоубийц уже в жертвы якобы маньяка записывать? Подумаешь, семнадцать нераскрытых преступлений с одним почерком. Есть занятия поважнее. Например — сохранение репутации положительной динамики закрытых уголовных дел. В итоге за десятилетие один невиновный оказался расстрелян (в Беларуси, где происходит действие, до сих пор, кстати, практикуют смертную казнь), четырнадцать были посажены за решетку, а реальный убийца продолжал спокойно и уверенно расхаживать на свободе.
В сериале можно увидеть и коррупцию, и незаконное выбивание показаний из подозреваемых путем пыток в камере, и спекуляцию на пару с шантажом — словом, все прелести окончательно поломавшейся к 1980-м годам судебной системы СССР. Это только в «Кавказской пленнице» наш суд был самым гуманным судом в мире, на деле же все обстояло куда печальнее.
Сами преступления показаны достаточно подробно и устрашающе, как это было, например, в том же «Чикатило» (ладно, там было все-таки еще более жутко) и в первом сезоне «Метода» (о продолжении с ожившим простигосподи Меглиным старательно забываем, как о злосчастной пьесе «Гарри Поттер и Проклятое дитя», и не считаем каноном). Сериал отчасти наследует советский, но вообще-то просто классический драматический конфликт: обаятельный злодей, который здесь не маньяк, как можно подумать, а Шахнович, и «спортсмен-комсомолец-красавиц» Ипатьев. Первый строит козни второму, а второй, в свою очередь, встает на защиту правды, справедливости и всего доброго, чистого, вечного.
Сериал вполне хорош по динамике, прописанным персонажам (например, у Ипатьева есть, конечно же, темное прошлое, которое сформировало его немного отстраненный и при этом отчаянно жаждущий справедливости характер) и отсутствию намеренного нагнетания. Вопросы вызывает только материал: может, уже хватит романтизировать в кино образ загадочного и неуловимого маньяка, который, к тому же, существовал в реальности. Но это уже личные придирки автора текста, который просто бурчит и не одобряет. А в целом проект качественный и обещает встать рядом с успешными отечественными лентами этого года — «Вампирами средней полосы» и «Пищеблоком».