Если судить по профессиям родителей Николаса Виндинга Рефна, то вполне можно сделать вывод, что в 1970 году в Копенгагене он появился на свет прямо на монтажном столе в разгар рабочего процесса. Его отец Андерс был режиссером, а мать Вибеке не самой частой гостьей в мире большого кино — женщиной-оператором.
В жизни, конечно, всякое случается, но при таком раскладе вероятность того, что дети подобной пары захотят реализовать себя в бухучете, была крайне мала. В итоге брат Николаса стал известным датским певцом Каспером Виндингом, а наш герой отличным режиссером.
Часть детских лет семья Рефн провела в США, и, став старше, в 1981 году Николас вернулся в США, чтобы учиться актерскому мастерству в Американской академии драматических искусств. Длилось это хоть и недолго, зато финишировало более чем драматически — год спустя Николаса исключили за швыряние стульями во время урока импровизации. История вышла мутная: по одной версии, будущий режиссер кинул предмет мебели в преподавателя, по другой — всего лишь в стену. Люди, близко знавшие молодого Рефна, утверждают, что все проблемы родом из детства: Николас до 14 лет страдал от дислексии и неумения вербально выразить свои чувства. Хотя это как раз был случай «нет худа без добра». Именно из-за дислексии, имея возможность познавать мир лишь через картинки, маленький Ник так полюбил кино.
Вернувшись в Копенгаген, Рефн даже смог поступить в национальную киношколу Дании... только для того, чтобы бросить ее за месяц до начала занятий. В конечном итоге Николас так и не получил профессионального образования.
Однако уже в 1996 году «выстрелил», и довольно громко: первый яркий киноуспех Рефна — криминальный триллер «Дилер». Этой волны успеха впоследствии хватило еще на два сиквела. Ко всему прочему на съемках «Дилера» Николас впервые пересекся с Мадсом Миккельсеном — а как известно, один раз сняв этого господина в кино, остановиться крайне сложно. Поэтому актер у режиссера на главных ролях появлялся еще не раз — в «Истекающем кровью», «Вальгалле» и в «Дилере-2».
Постепенно известность Рефна распространялась за пределы Дании. В Британии он снимает байопик «Бронсон» об одном из самых знаменитых «сидельцев» в современной истории. Но, разумеется, ни о какой мировой популярности говорить нельзя, пока ты не засветился в Голливуде (чем-то помимо швыряния стульев). Впрочем, в 2011 году дошло и до этого — благодаря фильму «Драйв» с Райаном Гослингом. С ним Николас взял приз за лучшую режиссуру в Каннах. Кто-то брюзжал, что все это произошло волей разностальгировавшегося члена жюри Роберта Де Ниро. Мол, «Драйв» напомнил ему «Таксиста» Скорсезе с собой любимым. Однако подобные разговоры быстро утихли под гнетом одного простейшего факта: «Драйв» и правда был чертовски хорош. Рефн даже попробовал повторить успех, сняв еще один фильм с Гослингом под названием «Только Бог простит». Увы, на этот раз пресса и зрители остались к творчеству режиссера холодны: главные герои показались им примитивными, а многих отвратила сочащаяся чуть ли не из каждого кадра запредельная жестокость.
Но Николас не особенно расстроился. Критику легче воспринимать, когда уже сам сидишь в жюри Каннского фестиваля, а именно это произошло в 2014-м.
После премьеры визионерского и немного психоделического триллера «Неоновый демон» за Рефном потихоньку начала укрепляться репутация режиссера, который скорее про интерес, чем про сборы. Фильм собрал в кинотеатрах едва ли половину собственного бюджета, однако эта история, весьма условно основанная на легенде о Кровавой графине Элизавете Батори, однозначно производит впечатление яркого кинособытия.
В наши дни все самые крутые режиссеры рано или поздно бегут в сериалы, где в последнее время парадоксально больше свободы творчества по сравнению с большим кино. Стриминг-платформы при своих циклопических заработках куда охотнее дают деньги на неоднозначные проекты. Разумеется, специфический Рефн просто не мог пройти мимо такого шанса, и в 2019 на Amazon Video вышел его многосерийный криминальный сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым». Как и всегда, мнения зрителей, критиков и прессы разделились: любители старого доброго ультранасилия и суровых стариков в мире преступности были в восторге, воинов социальной справедливости возмутило обилие страдающих в мужском мире женщин, стремящиеся к объективности хвалили фирменный неоново-жестокий стиль Рефна, но намекали, что тема уже не нова, да и движухи хотелось бы побольше.
Рефн же, выслушав всех, объявил, что следующий его сериал будет называть «Маньяк-полицейский» и загадочно удалился. Видимо, приступать к работе.