В судьбе многих талантливых режиссеров, актеров и прочих творческих личностей частенько «виноваты» родственники, которые либо всячески побуждают отпрыска заниматься любимым делом, либо, наоборот, ставят ему палки в колеса, пробуждая бурную энергию сопротивления. У Дэвида Финчера все сложилось несколько иначе. Когда он был ребенком, родители ему не мешали, но и как-либо помочь очевидно не могли: мать, Клэр Мэй, была медсестрой из сферы психиатрии, отец, Говард Келли, работал в журнале Life, причем не автором, а руководителем бюро — иными словами, ни к миру кино, ни к творчеству в целом Финчеры-старшие отношения не имели.
Но, как говорится, все меняется, когда приходит он — сосед. Когда Дэвиду было всего два года, его семья переехала в Калифорнию, и ближайшим соседом мальца оказался Джордж Лукас. История не сохранила документальных доказательств, стоял ли создатель «Звездных войн» над колыбелью Финчера, издавая звуки световых мечей, однако факт остается фактом. Сам же режиссер до сих пор предпочитает мыслить менее мистически и утверждает, что миром кино всерьез заинтересовался в 8 лет, посмотрев фильм о создании вестерна «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». И здесь нужно все же отдать честь родителям Дэвида. Как минимум, они купили сыну простенькую камеру, с помощью которой мальчик начал снимать свои первые «нетленки».
В 18 лет Финчер наконец-то находит себе работу, хоть как-то связанную с кино — увы, устроиться на съемочную площадку выходит лишь простым разнорабочим. Но наступает 1980 год, и в жизнь молодого человека снова врывается пока еще бесплотное, но неумолимое влияние Того Самого Соседа. Увидев фильм «Империя наносит ответный удар», Дэвид остается под сильнейшим впечатлением, и делает все, чтобы попасть в компанию Джорджа Лукаса по созданию спецэффектов ILM.
На это у него уходит два года. Возможно, Лукас был впечатлен упорством молодого человека, а быть может, вспомнил своих старых соседей — так или иначе, уже над «Возвращением джедая» Финчер работал в его команде. А затем и над «Индианой Джонсом и храмом судьбы», и над «Бесконечной историей».
В 1984 году, чтобы встать на ноги, заработать первый капитал и набраться опыта, Дэвид Финчер уходит из ILM в рекламный бизнес, откуда ему поступило несколько интересных предложений. Отлично зарекомендовав себя первыми же роликами, режиссер начинает работать с компаниями Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's.
Вслед за рекламой доходит очередь и до музыкальных клипов. За время работы в сфере музыкальных видео Финчер создавал маленькие шедевры длиной в песню для Aerosmith, The Rolling Stones, Джорджа Майкла — и, конечно же, для Мадонны. Клип Vogue стал самым номинированным в истории премии MTV, и положил начало начало популярности целого танцевального стиля. А вот с Майклом Джексоном на съемках клипа Who Is It у Дэвида не заладилось — настолько, что в дальнейшем тот был перемонтирован.
В 1992-м Финчер возвращается в большое кино, чтобы дебютировать в нем как режиссер и сходу заработать себе репутацию «неудобного» для студий постановщика. Сейчас, по прошествии почти тридцати лет, люди в основном сходятся во мнении, что виноват скорее материал, чем сам Дэвид. «Чужой 3» и правда является, пожалуй, самым неудачным фильмом киносерии о монстре-ксеноморфе, хотя многие считают, что последние две ленты Ридли Скотта из этой вселенной отобрали у него сию сомнительную славу. Финчер утверждал, что ему дали неимоверно слабый сценарий и отказывали в творческой свободе. Продюсеры утверждали, что Дэвид нагнал избыточного даже для данной серии космохоррора «мрачняка» и всюду пихал никому ненужные клерикальные отсылки. В итоге режиссер попросту покинул проект, и заканчивали его уже без Финчера. Но до сих пор, как бы он сам и компания 20th Century Fox ни отрицали этот факт, среди фанатов ходят легенды о существовании некой «более лучшей» режиссерской версии фильма от Финчера.
К счастью, неудача с «Чужим» не подбила карьеру молодого режиссера на взлете. Сделав небольшой перерыв, он вернулся в Голливуд с детективом-триллером «Семь» — и вот с ним его наконец-то ждал настоящий успех. Несмотря на всю мрачность, отсутствие хэппи-энда и ярких цветов, зрители были очарованы этим в чем-то «неонуарным» фильмом — равно как и актерами на главных ролях: Кевином Спейси, Морганом Фрименом и Брэдом Питтом (с которым, кстати, Финчер очень близко сдружился в процессе съемок).
Вторая половина 90-х стала для Дэвида настоящей взлетной полосой, полной «короночек». Успех «Семи» он закрепил «Игрой» с Майклом Дугласом, ну а в 1999-м своего часа дождался «Бойцовский клуб». Как и с книгой-источником, с этим фильмом все, конечно, было не так просто. Чак Паланик написал абсолютно нехарактерный для себя роман, больше для денег, чем для души. Финчер же, наоборот, снял фильмы больше для души, чем для денег, в очередной раз рассорившись со студией, которая была недовольна тем, что режиссер вылез за рамки бюджета. В США «Бойцовский клуб» не собрал хорошей кассы, зато неплохо заработал в мировом прокате — и, как мы все теперь уже знаем, приобрел культовый статус. Благодарить за это, конечно же, стоит в первую очередь Финчера, но немалую лепту внес и его дружочек Брэд Питт в роли Тайлера Дердена.
Эта «культовость», увы, сослужила Дэвиду не самую добрую службу на съемках его следующего проекта — фильма «Комната страха» с Джоди Фостер в главной роли. Фанаты «Бойцовского клуба» ждали от режиссера чего-то столь же манифестного, а получили невероятно качественный, новаторский с точки зрения исполнения — но при этом в остальном вполне типовой голливудский триллер. Раздражение отдельных личностей не помешало «Комнате страха» собрать хорошие деньги, и Финчер смог и дальше продолжать снимать очень разное кино, объединенное лишь одним — оно всегда было именно таким, каким хочет он и только он, а не студии или наиболее ярые упертые фанаты.
Карьера Дэвида в середине 2000-х и правда является тем еще мозаичным полотном. Он не смог сработаться с Томом Крузом на съемках «Миссия невыполнима-3», но при этом учил режиссуре Фреда Дерста, вокалиста рок-группы Limp Bizkit. Вместе они мечтали сделать фильм «Короли Догтауна» — Финчер как продюсер, а Дерст как режиссер. С рокером в итоге не сложилось, но знамя подхватила молодая женщина-режиссер Кэтрин Хардвик. Финчер был очарован ее дебютной работой «Тринадцать», и доснимала «Догтаун» в итоге именно Кэтрин. Фильм начисто провалился в прокате, зато собрал почти полностью единодушные — и одобрительные — отзывы критиков.
Сам же Финчер вернулся к режиссуре, взявшись за проект «Зодиак» — фильм о маньяке, первую кинокартину в истории Голливуда, снятую на цифровую камеру, «берущую» картинку единым потоком, без сжатия. И снова провал по деньгам, и снова триумф на фестивалях. Но нельзя сказать, что ленты Финчера остались не любимы или не признаны широким зрителем. Просто лучшие из них часто имели занятный «отложенный эффект» — словно людям требовалось время, чтобы их распробовать.
Так или иначе, в 21 веке ни одна режиссерская работа Финчера не оставалась незамеченной зрителем. Не все они «выстреливали» одинаково ярко, однако так или иначе вызывали резонанс. Некоторые проекты делали это благодаря тому, как они сняты — к примеру, «История Бенджамина Баттона» или «Девушка с татуировкой дракона». Другие — благодаря своему сюжету и актерам на главных ролях, как «Исчезнувшая» или «Социальная сеть».
Связей с телевидением Финчер тоже никогда полностью не разрывал, продолжая время от времени (но, конечно, уже куда реже), снимать рекламные ролики — или же нечто куда более крупное, вроде пилотных эпизодов «Карточного домика» и «Охотника за разумом». Также Финчер стоял стоял у истоков сериала «Любовь, смерть и роботы» и наряду с Тимом Миллером являлся исполнительным продюсером. К третьему сезону он все же сам дебютировал в анимации и снял для мульт-антологии новеллу Bad Travelling («Плохое путешествие») о морском монстре.
Следующий фильм режиссера вышел сразу на стриминговой платформе «Нетфликс». История в какой-то степени повторяется: уже по первым трейлерам было видно, что едва ли эта картина станет хитом продаж. И при этом так же очевидно, что фильм «Манк», рассказывающий о жизни голливудского сценариста Германа Манкевича, который писал сценарий знаменитого «Гражданина Кейна», вышел чертовски хорошим.
Зимой 2021-го Дэвид Финчер вспомнил о проекте, которым планировал заняться почти 14 лет назад. Речь идет об экранизации серии графических романов Алексиса Нолента и Люка Жакамона «Убийца» — правда, теперь не для Paramount, а Netflix, с которым у него эксклюзивный контракт до 2024 года. Речь в фильме пойдет о профессиональном киллере, переживающим психологический кризис, а сыграет его Майкл Фассбендер. В рамках этого же контракта Финчер создал для стриминговой платформы документальный сериал Voir, состоящий из визуальных эссе, посвященных киноискусству.