Режиссер, известный своими мрачными и остросоциальными картинами, показывающими неприглядные стороны нашей действительности.
Когда про Юрия Быкова говорят, что он своим творчеством проливает на доверчивого зрителя тщету и беспросветность, всегда можно ответить, что он всего лишь говорит правду.
Как минимум детство и юность режиссера были полны этой правдой под завязку: мальчик родился в бедной рабочей семье, жил с матерью в вагончике. Отец уехал на заработки и пропал, когда Юре было шесть лет, денег не хватало на пропитание и одежду, иногда приходилось голодать и воровать еду. Юношей Юра пытался было примкнуть к мелкой преступной группировке, но художественная нервная натура не позволила сделать криминальную карьеру. Быков внутренне и творчески перерабатывал пустоту окружающего мира — уходил подальше с блокнотом и ручкой, бродил по унылым дорогам среди печальных среднерусских пейзажей. Творческое начало побеждало пустоту: рассказы Юры печатали в районной газете, он увлекался рисованием, посещал музыкальную школу.
После школы поработал грузчиком, затем пару лет был в местном клубе культуры оператором дискотеки и машинистом сцены. Откуда-то пришла уверенность в том, что стоит поступить в московский творческий вуз.
Юрий поехал поступать во ВГИК, «Щепку» и «Щуку» и... не прошел никуда. Казалось, Новомичуринск не собирался его отпускать, но однажды в городок приехал актер и режиссер Борис Невзоров. Юра Быков был ему представлен, после чего вновь отправился в Москву и поступил на его дочерний курс при ГИТИСе. Однако через полгода перевелся во ВГИК на освободившееся место, в мастерскую Владимира Грамматикова.
Изначально Юрий учился на актера и после института играл в театрах: во МХАТе, Et Cetera, Театре Луны, Театре Российской Армии. В последнем не задержался из-за собственной неуклюжести, крошечных гонораров и чудовищной тленности происходящего.
В ранние годы серьезного режиссера Быкова можно было увидеть в небольших ролях в не самых серьезных телевизионных сериалах: «Солдаты», «Моя прекрасная няня», «Все смешалось в доме». А в печально известном отечественном хорроре «С.С.Д.», Юрий Быков — тот самый маньяк в маске. Приходилось будущему режиссеру, чтобы не умереть с голоду, работать даже клоуном-аниматором вместе со своим другом Рустамом Мосафиром, который позже поставил фильм «Скиф».
Время шло, творчески переработанная тщета бытия искала выхода, и Юрий решил, что стоит взяться за режиссуру. Сначала он поступил туда же в ВГИК, только уже на режиссерский факультет к Вадиму Абдрашитову. Однако здесь пришлось встать перед выбором: заплатить за обучение или потратить накопленные деньги на съемки короткометражного фильма. Поразмыслив, Юрий выбрал фильм. В 2009 году короткометражка «Начальник» получила главный приз за короткий метр на кинофестивале «Кинотавр» и специальный приз на «Интерфесте» в Берлине.
В 2010-м Быков уже снял фильм «Жить», а спустя три года вышла лента «Майор», благодаря которой к нему пришел международный успех. Сам Эмир Кустурица, похваливший талант Быкова, включил картину во внеконкурсную программу «Современные тенденции» своего фестиваля «Кустендорф». Показы, номинации, призы — бескомпромиссный и «чернушный» режиссер привлек внимание интеллектуальной кинопублики. После он выпустил фильм «Дурак», также высоко оцененный на российских и зарубежных фестивалях и получивший симпатию аудитории.
Сам Юрий Быков в своих суждениях довольно категоричен и мало похож на современных успешных деятелей культуры. Он не стремится зарабатывать большие деньги и считает, что доверие к художнику может быть подорвано его стремлением к выгоде. Примерно нечто подобное случилось с ним после сериала «Спящие». Зритель на сериал отреагировал негативно, и режиссер получил немало вопросов типа «Быков, пошто!» в связи с чем едва не ушел из режиссуры насовсем, сопроводив этот шаг эмоциональным публичным обращением.
Зато в проект «Метод» он попал благодаря Константину Хабенскому — тот из всех предлагаемых режиссеров выбрал именно его.
Нежелание Юрия Быкова изменять своим принципам иногда приводит к неприятным ситуациям: пару раз его заменяли прямо во время работы, поскольку он отказывался подчиняться продюсерской воле. Так, например, Юрий слетел с поста режиссера картины «Время первых».
В 2018 году вышел резонансный фильм «Завод», где Быков вновь размышляет на тему классовой борьбы, а в 2019-м — «Сторож», где фокус смещен в сторону уже истории личности, в чем режиссер видит не менее мощный художественный инструмент и вместе с тем более универсальный в плане привлечения внимания зрителя.
Что же касается будущего, Юрий рассчитывает остаться честным художником и впредь, а если станет совсем туго, всегда сможет работать в огороде.