Дмитрий Марков — человек, который на весь мир прославил Псков, художник, не считающий нужным фантазировать и украшать реальность, чтобы творить искусство. Его объектив схватывает картины жизни, знакомые каждому жителю России — большой и разной, полной печалей и противоречий, но при этом донельзя поэтичной, даже в самых ее мрачных проявлениях.
Будущий художник родился в той среде, которую впоследствии так точно и честно стал воспроизводить в своих работах. Фабричный район Подмосковья, где рос мальчик, был довольно унылым местом, со всеми атрибутами окраины. Все пьют, дети на улицах предоставлены сами себе, а дома их ждут замученные жизнью недовольные родители. В случае Дмитрия — еще и отец-алкоголик, чьи закидоны мать терпела, как и многие русские женщины.
В основном Дима шатался с друзьями по улицам, но иногда, чтобы убежать от действительности, залезал на высокую яблоню и читал там книги.
Как такового законченного образования Дмитрий не получил — был отчислен из учебного заведения, попавшись на употреблении веществ. По собственным словам, он и камеру приобрел, чтобы отойти от этого самого употребления и заняться чем-то созидательным. Начал и втянулся — брал уроки фотографии у знаменитого Александра Лапина, устроился фотографом в «Аргументы и факты».
Впрочем, как и всякий художник, в журналистике Марков быстро затосковал. Творческому потенциалу на работе фотокорреспондента разгуляться особо негде. В 2005 году жажда настоящего дела наконец была утолена: Дмитрий впервые поехал фотографировать в детский дом. Там ему удалось найти общий язык с воспитанниками и открыть для себя невероятный художественный мир — жизнь детей в системе, зачастую с ложными диагнозами, невнятными перспективами в будущем и отсутствием базовых жизненных навыков. В 2007 году Дмитрий окончательно завязал с газетой и уехал в Порхов — город в Псковской области. Там он продолжил работу с детьми, сотрудничая с общественной организацией «Росток», занимающейся проблемами сирот из коррекционных детских домов. Также побыл помощником воспитателя в детской деревне «Федково».
В новой реальности Марков получил все, что хотел: не просто бездумное запечатлевание реальности, а возможность повлиять на нее и помочь нуждающимся и к тому же мощно творчески реализоваться.
В 2013 году Дмитрию довелось поучаствовать в интересном проекте Burn Diary Дэвида Алана Харви, знаменитого американского фотографа. Условия конкурса вдохновили Маркова вести собственный инстаграм* похожим образом: снимать на простой телефон, ловить моменты жизни в сегодняшнем дне.
Еще одно верное решение. Аккаунт Дмитрия стал пользоваться успехом, и признание вообще не заставило себя ждать. В 2015 году агентство Getty Images выдало Маркову грант на 10 тысяч долларов, и он на эти деньги сумел поездить по стране, занимаясь исключительно любимым делом и не думая о деньгах. Иногда, конечно, приходилось о них думать — художнику все равно нужно было как-то жить, и заработок социального фотографа в чистом виде этого никак не позволял. Дмитрий иногда продавал фото, стал амбассадором «МегаФон», и на заказ тоже снимал. Однако социалка прежде всего: с 2016-го фотограф сотрудничал с порталом «Такие дела», в 2020 году оказался по другую сторону объектива — стал соведущим блогерши Поли из деревки, в рамках проекта «АнтиТревел». Блогеры посещали российские населенные пункты, далекие от понятия «туристические» (например, Урюпинск). В этом же году в жизни Дмитрия ворвался Юрий Дудь** (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY), который от души разрекламировал его инстаграм* , а потом и вовсе взял у фотографа интервью.
Работы Дмитрия чрезвычайно востребованы за границей — его выставки проходили в Нью-Йорке, Париже и Генуе, во Франции же была опубликована его книга CUT OFF. На родине же Маркова часто критикуют за безжалостность взгляда. Даже приписывают попытки очернения российского бытия, хотя из головы он сюжетов не берет, а лишь снимает то, что видит своими глазами. В 2017-м была опубликована самая первая книга Дмитрия — «Черновик».
Весьма теплые отношения у Маркова с «Гоголь-центром» — в 2021 году там прошла его выставка «Россия в квадрате», которая затем вышла в виде книги. К тому же фотограф принимал участие в съемках фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе».