Уроки музыки в школе не были бессовестно забыты: мы легко вспомним с десяток отечественных композиторов. Кто не знает Мусоргского (задние парты хихикают), Шостаковича и Прокофьева? С композиторами из других стран тоже все в порядке: Австрия у нас за Моцарта, Франция — за Дебюсси, в Германии целая плеяда: Бетховен, Брамс, Вагнер. Любой фанат «Игры Престолов» посреди ночи ответит, что музыку к сериалу написал Рамин Джавади. Тут есть только единственная нестыковка: есть ли среди этих имен хоть одна женщина и знаете ли вы каких-нибудь композиторок в принципе?
Даже некоторые музыканты и студенты музыкальных университетов начинают издавать неопределенные звуки, когда слышат подобный вопрос. Да, кто-нибудь вспомнит о лучшей ученице Шостаковича Галине Уствольской, чьи произведения исполняются в берлинском Концертном зале Пьера Булеза и нью-йоркском Карнеги-холле; припомнит Софию Губайдулину, которая написала музыку для мультфильма «Маугли», или промотает в памяти последний «Оскар» — в этом году награду за лучший саундтрек (к фильму «Джокер») забрала исландская композиторка Хильдур Гуднадоуттир. Она также отвечала за музыкальное сопровождение к сериалу «Чернобыль» от HBO.
Мы бы хотели исправить этот гендерный композиторский перекос, поэтому знакомим вас с десятью женщинами-композиторами, которые незаслуженно забыты/не знакомы широкой аудитории. Конечно, их больше — просто тогда материал получился бы слишком огромным!
Родилась в Ленинграде в 1950 году, сейчас живет в Англии. Елена начала сочинять музыку с 11 лет, позже окончила Московскую консерваторию и вошла в состав Союза Композиторов СССР. На одном из съездов организации композитор Тихон Хренников жестко раскритиковал ее музыку, после чего Елена попала в так называемую «хренниковскую» семерку — черный список, куда вошли еще семь композиторов-авангардистов. У нее больше ста сочинений во всех жанрах академической музыки; а еще они с мужем, композитором Дмитрием Смирновым, перевели пятый том «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. Среди ее произведений — опера на текст Пушкина «Пир во время чумы» и «Реквием» на стихи Анны Ахматовой.
Русская пианистка родилась в 1973 году в Челябинске. Местные газеты называли ее девочкой-вундеркиндом: в восемь лет она впервые выступила с оркестром, а в 12 написала оперу, которую поставил областной театр. К 17 годам она попала в Нью-Йорк, где решила остаться. В Карнеги-холл она дебютировала в 2002 году со своей «Сюитой для скрипки и фортепиано» с оркестром, и с тех пор музыка ее авторства звучит там каждый год. The New York Times назвал ее одной из самых обещающих современных композиторов, а вот на родине ее как-то совсем и не знают. Леру это тяготит, об этом она говорила в интервью журналу «Сикорский»: «Тот факт, что Россия — самая равнодушная ко мне страна, стал для меня источником постоянной печали».
Американская перформансистка и композиторка, которая в 70-х годах была очень видной фигурой в экспериментальной электронной музыке. Кстати, вы могли видеть ее известный перформанс «Дуэт на льду» — там Лори играет на скрипке в коньках, лезвия которых вморожены в 2 куска льда (действие длится, пока лед не растает).
Еще она написала шесть книг и стала первым штатным художником в NASA. Лори всегда экспериментировала со звуком: когда-то она даже соорудила псевдоскрипку, где на смычке была натянула магнитофонная пленка, а водили им не по струнам, а по магнитофонной головке.
Ольга родилась в Москве, начала заниматься музыкой с четырех лет. Сейчас она живет и работает в Берлине. Еще во время студенчества она объездила все мировые музыкальные фестивали, где ее музыку очень высоко оценили критики. Ольга сотрудничала с писателем Владимиром Сорокиным: написала «Жрать!» (Intermezzo) для кларнета, виолончели и фортепиано по мотивам одноименного текста, а также стала автором музыки для его либретто «Сны Минотавра» (а позже даже взяла у него интервью). Она также входит в московскую Ассоциацию современной музыки, существующую с 1924 года.
Она родилась в Лондоне, а скрипке и композиции училась в Эдинбургском университете. В 2019 году ей вручили премию Эрнста фон Сименса, которую неофициально называют Нобелевской для музыкантов (когда-то ею награждали Клаудио Аббадо, Мстислава Ростроповича и Леонарда Бернштайна). Среди всех лауреатов этой премии Ребекка стала второй женщиной и первой женщиной-композитором. Просто послушайте ее музыку — даже не будем вас уговаривать.
Финская композиторка, которая живет и работает во Франции. Сначала она намеревалась стать художницей — идея посвятить себя музыке пришла к ней в 24 года. Она поступила в академию Сибелиуса в Хельсинки, стажировалась на курсах компьютерной музыки в Париже, а потом работала в исследовательском институте IRCAM, созданном Пьером Булезом при Центре Жоржа Помпиду. Кайя работает в самых разных жанрах, часто обращается к «общечеловеческим» ценностям и экспериментирует со звуком (на одну из работ ее вдохновил просто мазок краски на бумаге). В 2011 году Сарьяхо получила «Грэмми» за лучшую оперу. Не так давно выпускница РАМ им. Гнесиных Галина Схаплок написала о композиторке книгу.
Родилась в 1989 году в Петербурге. Там же отучилась три года в музыкальной консерватории, потом перевелась в Москву и стала участницей творческого объединения «t» вместе с другими композиторами. Сотрудничала с Центром им. Мейерхольда при создании спектакля «В чаще». Сейчас продолжает обучение в Австрии, в городе Грац, и все больше увлекается написанием музыки, для которой не нужны инструменты или даже звуки. «Возможно, когда-нибудь я напишу пьесу о том, как я стала предметом, переживающим сам себя», — вот ее цитата (статья о Полеухиной опубликована на сайте specialradio.ru. — Прим. SRSLY)
Чин — южнокорейская композиторка, живет и работает в Берлине. Родилась в Сеуле, а в 24 года выиграла грант на обучение в Германии, что очень сильно повлияло на ее творчество. Затем последовал год работы в качестве внештатного композитора в студии электронной музыки Берлинского технического университета. Сейчас ее произведения исполняют величайшие композиторы, например, Саймон Реттл или Кент Нагано (последний дирижировал ее «Алису в стране чудес» в Баварской опере). В 2017 году она получила очень почетную премию Wihuri Sibelius, которую неоднократно вручали Игорю Стравинскому, Дьёрди Лигети и Яну Сибелиусу.
Американская пианистка, которая пишет музыку уже на протяжении 30 лет. Она сочиняет не только оперы и оркестровые произведения, но и играет клавишах в женской группе Victorie. The New York Times назвал ее «одной из самых изобретательных и удивительных композиторов, работающих сейчас в Нью-Йорке». В 2018 году она была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучшая классическая композиция».
Про нее и без нас написано было много: Настасья вошла в топ-50 самых знаменитых людей Петербурга по версии журнала Собака.ru, преподает в консерватории им. Римского-Корсакова, дает концерты в «Зарядье», сотрудничает с панк-музыкантами (например, для монодрамы «МаГБет» они работали вместе с Алексеем Никоновым) и очень много сочиняет.
А еще она отказывается от объяснения смысла своей музыки — неблагодарное занятие. Современный композитор, по ее мнению, должен быть невеликим — только так мы сможем понять русскую пустоту.