Евгения, 43 года, финансовый аналитик: Позвонили из банка, попросили подтвердить заявку на привязку уведомлений к другому номеру. Я работаю в этой сфере, потому знаю: чтобы сменить оператора, не нужно менять номер. В ответ постепенно наглеющий женский голос спросил: «Так зачем вы отправили заявку?» Я сказала: «Давайте так — позвоню в банк и спрошу, зарегистрирована ли заявка». Меня зло спросили: «Зачем в банк звонить?» Ответила: «Затем, уважаемые, что вы, скорее всего, мошенники». Конец беседы.
Ответ Tele2: Здорово сработано! В подобных случаях сразу звоните на официальный номер банка — он указан на сайте или в мобильном приложении.
Вот похожая схема: звонит служба поддержки оператора и говорит, что SIM-карту скоро заблокируют. Требуют набрать USSD-команду — комбинацию символов и цифр для управления услугами, в том числе переадресации сообщений и звонков. Испуганный человек соглашается и, сам того не подозревая, переадресовывает сообщения мошеннику — в том числе с кодами подтверждения транзакций от банков.
Возникли сомнения — позвоните в банк сами или пообещайте это собеседнику, как сделала героиня истории. На том конце провода, скорее всего, положат трубку.
Светлана, 19 лет, автор: Бабушке с незнакомого номера позвонила заплаканная девушка, представилась мной. Сказала, что сбила человека на машине, и теперь тот требует деньги. Просила скинуть сумму на карту по продиктованному номеру. Бабуля распознала подвох и позвонила мне — я же в это время сидела дома и смотрела сериалы. Пришлось отпаивать успокоительными.
Ответ Tele2: Пожилые люди — излюбленная мишень телефонных мошенников. Они доверчивы, добродушны и сделают все, чтобы защитить близких от несуществующих бед. Злоумышленники научились использовать программы, чтобы делать нарезку из голоса реального человека.
Например, в какой школе вы учились или как зовут вашу морскую свинку. Проводите ликбез родственникам, чтобы были начеку. А бабушка героини — молодчина!
Алена, 35 лет, стоматолог: Батю развели классическим способом. Сказали, что на него по ошибке взяли кредит, нужно еще один, чтобы погасить первый. Отец никого не слушал, ну и попал. Моя же история началась со звонков в мессенджере — звонили каждые 20–40 минут под видом благой цели. Была, как папа, — под гипнозом. Растянулось на месяцы: держали на коротком поводке, вселяли ложные надежды и в конце концов пропали. Потеряла много денег — больше, чем отец. Ни имя, ни номер телефона мошенник не палил, виден только ник. Выплывала года полтора.
Ответ Tele2: Помните, что на удочку попадаются не только пожилые люди, но и молодежь, а наличие номера злоумышленника — не гарантия успеха. Излюбленный инструмент телефонных мошенников — технология подмены номера. Вместо него отображается «маска» — случайный номер или тот, что внешне напоминает службу поддержки банка. Иногда звонки поступают из-за границы. Мошенники выбирают коды стран, похожие на российскую мобильную нумерацию 790*: +901ххххххх (Турция), +495ххххххх (Германия), +8495ххххххх (Вьетнам), +915ххххххх (Индия). Будьте осторожны: старайтесь не брать трубку с незнакомых номеров.
Для борьбы с подменой Tele2 использует антифрод-платформу, блокирующую подозрительную активность. Верификация вызова происходит вот как. На абонента оператора А идет вызов с сети оператора Б, но платформу не проведешь — вдруг это звонок злоумышленника, который использует нумерацию оператора Б для подмены? Платформа стучится в антифрод-решение оператора Б и спрашивает: «Абонент правда звонит на мою сеть?» Если ответ положительный, звонок пропускается. Нет — блокируется. Аналогичные антифрод-решения установлены у ряда российских банков и мобильных операторов.
Ежедневно Tele2 предотвращает больше 1 миллиона звонков мошенников. Трафик сокращается в десять раз: злоумышленникам скучно, когда звонки не проходят.
Юлия, 33 года, флористка: Позвонили в мессенджер, представились полицейскими и посоветовали перевести средства на общий счет в банке. Я слушала, отвечала на вопросы, но, когда спросили паспортные данные или три цифры с банковской карты, бросила трубку и заблокировала номер.
Ответ Tele2: Мошенники давно придумали звонить через мессенджеры. Такие звонки — слепая зона мобильного оператора: контролировать их невозможно. Поэтому наша обязанность — информировать абонента, в очередной раз призывая к бдительности. Напоминаем: следователи на телефон не звонят!
Антон, 29 лет, учитель обществознания: «Представители банка» звонили через мессенджер. Страшилка одна: «Банк увидел подозрительные операции и заблокировал счет. Вы можете это остановить, если оставите данные карт и остатки по счету». Я — учитель обществознания, поэтому знаю, что банк подобного делать не может. Каждый звонок заканчивался моей лекцией о банковской системе.
Ответ Tele2: Каждый реагирует на обман по-разному: люди обзываются, шутят или пытаются воспитывать звонящего. Так делать нельзя! Мошенники мстят. Например, могут использовать ваш номер в качестве подменного. Результат — десятки звонков от посторонних людей, которые думают, что вы — мошенник. Разумнее просто класть трубку.
Вы спросите: «Если все так круто, почему телефонные мошенники не угомонятся?» Защитить рынок на сто процентов пока не выходит: на рынке остаются сотни крошечных компаний, уязвимость которых и используют преступники. Закон обязывает подключиться к антифрод-решению до марта 2024 года — тогда, надеемся, масштабы мошеннических действий с подменой номеров сильно сократятся.
РекламаSMS — Short Message Service, короткое текстовое сообщение на мобильном устройстве
Push-уведомления — всплывающие уведомления на экране устройства
Антифрод — система, применяемая организациями с целью проверки подозрительных транзакций