Грейс Хэнсон (Джейн Фонда) и Фрэнки Бергстайн (Лили Томлин) — приятельницы поневоле: их мужья вместе управляют юридической фирмой и дружат уже больше 20 лет. Супруги уговорили жен купить совместный дом на берегу океана (классический сеттинг — идиллические побережья Южной Калифорнии, шепот океана, шезлонги, песочек), чтобы отдыхать там. Впрочем, жены не большие фанатки друг друга. Фрэнки — дитя 1968 года: веганка, пацифистка, травокурка, — в общем, вечная хиппи. Грейс — бизнесвумен строгих нравов. Она любит пропустить стаканчик другой за обедом (и не только за обедом): это помогает ей сохранять идеальное самообладание. Фрэнки импульсивна, Грейс — «стальная леди». В какой-то степени это проекция того, как актрисы отличаются друг от друга в реальной жизни (в реальной жизни они тоже дружат).
Внезапно мужья Роберт Хэнсон (Мартин Шин) и Сол Бергстайн (Сэм Уотерстон) приглашают Грейс и Фрэнки на ужин в ресторане. Неожиданная церемонность настораживает: обычно так готовят к плохим новостям, а дорогой ресторан и шампанское играют роль анестетика. Опасения не напрасны: Роберт и Сол делают каминг-аут: оказывается, они оба геи, более того — были любовниками на протяжении 20 лет.
Грейс и Фрэнки шокированы. Мало того, что у них теперь одна травма на двоих (а они терпеть друг друга не могут), так еще и остаток жизни, который казался таким благополучным и предсказуемым, им придется прожить совсем не так, как планировалось. Десятки лет брака оказались ложью. Чужой каминг-аут стал каминг-аутом еще и для них.
Марта Кауффман, которой мы обязаны культовым сериалом «Друзья», из тех шоураннеров, что могут виртуозно совмещать комедийные и драматические элементы. Ведь по своей сути сюжет не то чтобы сильно веселый: две пожилые женщины неожиданно сталкиваются с кризисом идентичности, а также сталкиваются лбами — вполне буквально, ибо обе приезжают переживать горе в тот самый дом. Каждая претендует на единоличное распоряжение прибежищем на берегу океана, но в итоге побеждает дружба (и упрямство). Они приходят к логичному решению: вместе жить в этом доме выгоднее и безопаснее, а вот мужья пусть сами ищут себе жилье.
Традиционный комедийный троп «враги становятся друзьями» раскрывается в «Грейс и Фрэнки» с неожиданно гуманистической для комедии стороны: уязвимость и одиночество, которое обе женщины внезапно осознают, боль сепарации и страх ненужности — так, Грейс, возвращаясь на работу, обнаруживает, что ее дочь не готова отдавать назад бразды правления некогда созданной ей фирмы, — все это, оказывается, легче пережить вместе. Милые бранятся — только тешатся. К тому же, «враг», который не убивает меня, делает меня сильнее, не так ли? Как говорит персонаж другого сериала — «Американской семейки» (Modern Family) — Кэмерон: «Иногда живешь только ради того, чтобы отомстить сопернику».
«Возраст дожития» превращается во вторую молодость, — точнее, самые неловкие ее моменты. Как объявить окружающим, что твой муж — гей? Как пережить развод и то, что супруг теперь появляется на людях с другим мужчиной? Как поделить друзей? Как сохранить уважение друг к другу и продолжить общаться по-человечески? Как не спалить все к чертовой матери?
У сериала уже вышли второй, третий, четвертый, пятый и шестой сезоны.
Для Джейн Фонды роль в «Грейс и Фрэнки» – первая главная роль в сериале.
Героиня Джейн Фонды водит автомобиль Audi S3.