В тексте содержатся спойлеры
«Мстители: Финал», или, если быть точнее при переводе, — эндшпиль, то есть заключительная часть в шахматной партии, получился одновременно предсказуемым и неожиданным. Предсказуемым в части сюжета — о путешествии во времени через квантовые тоннели намекали в предыдущих фильмах, и неожиданно чувствительным — при прощании с персонажами, на протяжении последнего десятилетия определявшими франшизу «Мстителей», возникает удивительное для кинокомикса чувство потери и мягкой ностальгии.
Это настроение рифмуется с общей тональностью фильма, ведь в предыдущем по хронологии событий фильме — «Войне бесконечности» — зло неожиданно победило. Танос, мегаломанического типа злодей, не лишенный, тем не менее, индивидуальности (не в последнюю очередь благодаря блестящей игре Джоша Бролина), щелкнул пальцами и «испепелил» половину населения вселенной. «Кругом следы гигантского крушенья», — как писал Шелли. Оставшиеся герои в дебюте эндшпиля переживают свою потерю кто как может: Кэп ведет группу психологической поддержки, Наташа поедает сэндвичи с арахисовым маслом, а чудом выживший Тони Старк заводит семью и удаляется на покой. К слову, «Финал» можно с полным основанием назвать именно его фильмом. Вообще, успех фильмов студии видится именно в полнокровности персонажей.
Глава студии Marvel Кевин Файги еще при создании первого «Железного Человека» очень четко сформулировал свою цель — создавать персонажей, которые были бы интересны в первую очередь как личности, а не как супергерои. Потому в финале мы теряем не бряцающего доспехами Железного Человека, а прежде всего обаятельного и противоречивого Тони Старка — мужа и «сто тысяч раз» отца. И по той же причине мы расплываемся в улыбке, когда видим, как Стив Роджерс, которому звание Капитана Америки жмет уже несколько фильмов, выполняет наконец обещание, данное своей возлюбленной Пегги Картер, и приглашает ее на танец длиной в жизнь под музыку пятидесятых.
В «Финале» отчетливо прослеживается и другая тенденция марвеловских фильмов — говорить об условно высоком, разбавляя это чисто физическими радостями бытия. Кульминация фильма, как видится, кристаллизует идею героя как такового, отличного от других не суперсилой или сверхъестественными способностями, а свободной волей подчиняться судьбе — Тони Старк, идя на сознательную жертву, высвечивает лицемерность Таноса, называющего себя самой неотвратимостью. Смерть — не судьба! Только воля человеческого свободного духа, поднимающего бунт против рока, способна противостоять энтропии и разложению. Идея, ставшая для американского общества особенно актуальной после 11 сентября.
Так или иначе круг длиной в 21 фильм замкнулся, освободив своих героев — Тони, с которого все началось (символизм вполне сознательный), Стива, нашедшего покой в прошлом, и Наташу, которая так и осталась загадкой (по крайней мере до выхода сольного фильма). На смену им уже торопятся новые герои, нетерпеливо ожидающие выхода своих фильмов: юный Человек-Паук, еще не сказавший своего слова Доктор Стрэндж и Кэрол Дэнверс, которая, вероятно, ждет еще и хорошо написанного сценария.
Странным образом именно в «Финале» в своем последнем камео снялся легендарный создатель большинства «мстителей» Стэн Ли, который, оглянувшись на свою жизнь, мог бы подобно Озимандии, лирическому герою того же стихотворении Шелли, что мы вспоминали в начале, сказать: Look at my work it mighty… («Взгляните на мои великие дела». — Прим. SRSLY).
В арке киновселенной Мстителей вышли первый, второй и третий фильмы.
Роберт Дауни-младший был единственным актером, прочитавшим весь сценарий.
Эванджелин Лилли и Пол Радд снимали фильм «Человек-муравей и Оса» (2018) и «Мстители: Финал» одновременно.
Если я расскажу, что случится, — это не случится.
Не смогли смириться с поражением? И куда вас это привело? Снова ко мне.