«Саранча» самим фактом своего существования в виде мини-сериала вызывает недоумение. Вышедший в 2013 году оригинальный фильм, послуживший для него основой, провалился в прокате и собрал крайне негативные отзывы критиков (надо сказать, абсолютно заслуженные), утомляя ригидностью персонажей и неповоротливой бессмысленностью сюжета. Сериальное продолжение в этом ему наследует.
Раздутая до четырех часовых эпизодов «Саранча» набита ненужными и бестолковыми сценами, которые, к счастью, не попали в двухчасовой хронометраж фильма. История начинается все там же, в безрадостном даже в солнечную погоду (спасибо цветокоррекции) приморском городке, в котором «Она» — Лера, приехавшая из Москвы с семьей на отдых, встречает «Его» — неотесанного, пахнущего маскулинностью поэта-строителя Артема (диспозиция, напоминающая «Тридцать семь и два по утрам» Жан-Жака Бенекса). Между ними буквально за минуты вспыхивает довольно искусственно прописанная страсть, которая будет уныло тлеть до самого финала. «Всепоглощающее» чувство — а герои, как кажется, ничего другого испытывать не способны — выражается в исключительно неуклюже снятых постельных сценах, число которых исчисляется десятками.
Увеличение хронометража, против всех ожиданий, никак не повлияло ни на структуру сюжета, ни на глубину персонажей, его населяющих. Сценарист Олег Маловичко использует испробованный им в «Методе» прием — историю ретроспективно рассказывает Лера, сидящая на допросе в полиции. Разумеется, мелодраматично цедя слова сквозь зубы и роняя в уши неподготовленных зрителей пугающе глупые сентенции вроде «Любовь — наркотик! Хочешь слезть, а не можешь! Выше твоих сил!». Впрочем, даже закадровый голос не способен внести ясность и объяснить алогичное поведение героев.
Все в «Саранче» условно: пространство, диалоги, герои, их чувство. Качества героев заявляются, но никак не проявляются. Так, Артем — номинальный «интеллектуал», потому что прочитал «все книги на полке», но при этом говорит и мыслит как не самый сообразительный подросток, а Лере, которая абсолютно объективировна и представляет, по сути, предмет страсти Артема и ничего больше, как будто вообще забыли прописать биографию. То же можно сказать и о второстепенных героях: прагматично алчных родителях Леры, отце Артема — лиричном моряке — и персонажах-близнецах — циничном медиамагнате Игоре и богатой охотнице за молодыми талантами Наталье, которые «встают на пути у великого чувства».
Пафосные реплики своей искусственностью заставляют кровь стынуть в жилах и наверняка являются в кошмарах Аарону Соркину (Андреева отчего-то любую реплику произносит с миной магистра Йоды). Под стать им и пространства, в которых обитают герои, — забитая неоном комната Артема в Москве, рыбачья лачуга его отца, выскобленные и будто необитаемые дома Игоря и Натальи.
«Саранча» оставляет после себя (кроме скуки и раздражения) чувство незавершенности — будто бы работу над ней создатели, махнув рукой, бросили где-то посередине. В этом свете фраза одной из героинь, оправдывающая энтомологическое название сериала («Вы как саранча! Хотите все пожрать и ничего не делать!»), обретает новый смысл и заставляет с завистью задуматься о том, что где-то на Земле в этот момент смотрят «Империю чувств».
Мини-сериал представляет собой расширенную версию одноименного фильма, вышедшего в прокат в 2013 году.
Лера: Любовь — наркотик! Хочешь слезть, а не можешь! Выше твоих сил!
Образ жизни — тоже наркотик, подсесть легко, слезть невозможно. Первую дозу хапнул, все — считай, пропал.
Все для продажи, просто цена разная.
Знаете, что такое счастье? Обманка! Жизнь все равно морду покажет!