Пересекая Атлантику
На брусчатке у здания шведского парламента сидит хрупкая девочка. Рядом с ней самодельный плакат с надписью «Школьная забастовка в поддержку климата». Пожилая женщина подходит с вопросом: «Почему ты бастуешь? Тебе нужно ходить в школу». Девочка безапелляционно отвечает: «Зачем мне образование, если у меня нет будущего?» Девочку зовут Грета Тунберг, ей пятнадцать, лет и через несколько месяцев о ней будет знать весь мир.
Фильм Натана Гроссмана — это путешествие с юной экоактивисткой длиною в год: от одиночных пикетов до выступления на саммите ООН в Нью-Йорке, куда она добиралась на лодке через Атлантический океан. Бесконечные поездки, выступления и встречи на высшем уровне круто изменили жизнь застенчивой шведской школьницы и стали катализатором массовых экологических протестов по всему миру, но, кажется, до сих пор толком ни на что не повлияли. Высокопоставленные политики внимательно слушают экспрессивные речи Греты и одобрительно кивают, но уходят от ответов на прямые вопросы, бормоча что-то невнятное. Фраза девочки «Взрослые постоянно говорят одно, а делают совсем другое», произнесенная в самом начале, звучит рефреном на протяжении всего фильма, и с каждой следующей благожелательной улыбкой очередного политика в ее истинности остается все меньше сомнений.
Грета Тунберг у многих вызывает не самые приятные чувства. Комментарии о том, что она не в себе, ничего не понимает, оказалась пешкой в чужих руках (продолжите список), звучат в телесюжетах и заполняют интернет. Давать советы, конечно, дело неблагодарное, но вообще всем этим людям неплохо было бы посмотреть фильм Гроссмана. Возможно, тогда они бы чуть лучше поняли, почему простая шведская школьница, которая не очень любит общаться с людьми, проводит долгие часы в поездах и электромобилях, добираясь до нового места выступления, почему она из раза в раз пламенно призывает относиться к климатической ситуации как к кризису и почему так много людей по всему миру ее поддерживают.
Гроссман не читает лекцию по изменению климата, здесь вы не найдете исчерпывающую статистику и научные обоснования, но зато увидите портрет ребенка, который неожиданно для самого себя стал флагманом экологического движения. Ребенка, который встречается с президентом Макроном, выступает на международных конференциях и отвечает Арнольду Шварценеггеру «аста ла виста». Ребенка, который спорит с родителями, скучает по своим собакам, безмятежно танцует и заливисто смеется. Ребенка, который не стесняется говорить о синдроме Аспергера и считает его своим преимуществом, потому что он помогает фокусироваться на том, что действительно важно. Ребенка, который с удовольствием продолжал бы спокойно учиться в школе и совсем не жаждал славы, но уже не может отступить, ведь на кону ее будущее.
Яростные речи Греты о том, что экологический кризис вполне себе тянет на конец света, могут казаться алармистскими, но кадры лесных пожаров и других природных катаклизмов не позволяют просто взять и отмахнуться от этих слов. Фильм Гроссмана в контексте 2020 года служит напоминанием о том, что с ковидом мы когда-нибудь разберемся, но проблема климата никуда не делась, хоть и отошла на второй (третий? десятый?) план. И нам все же придется решать, в каком мире мы хотим дальше жить, как бы пафосно это ни звучало. Грета и ее поколение обязательно проследят за тем, чтобы мы тоже вышли из зоны комфорта и хотя бы начали сортировать мусор, а там и до светлого будущего с электромобилями недалеко.