Режиссер Алексей Попогребский и сценарист Михаил Идов выпускают продолжение «Оптимистов» — одной из наиболее оригинальных «альтернативных историй» нашего телевидения. И, насколько можно догадываться, чем дальше, тем сильнее сюжет должен развиваться в фантастическую, непредсказуемую сторону. Если, к примеру, «Перевал Дятлова» призван был укрепить статус кво, подтверждая официальную версию событий — кстати, почти параллельных сериалу Попогребского, — «Оптимисты» направили саму политику воображаемого СССР по новому пути.
Напомним, в первом сезоне мы познакомились с Информационно-аналитической группой (ИАГ): амбициозными молодыми дипломатами, которых отобрали для культурного «окучивания» Запада. Под руководством Григория Бирюкова (Владимир Вдовиченков) герои придумывали различные акции, «рекламирующие» советское государство, либо «подчищали» провалы властей на международной арене.
Эти молодые джентльмены (и бывшая американка, Рута) в самом деле похожи на спецов, которых вечно не хватает нашим консерваторам. Оставаясь искренними патриотами, герои понимают культуру и психологию нового поколения американцев или европейцев. С такими можно строить пресловутый социализм с человеческим лицом. Но есть также интересы старшего поколения, которое верит только в «большую политику».
Второй сезон разительно отличается от первого яркостью — не в буквальном смысле, а драматургическом. Общий тон задает новый главный герой — Дмитрий Нестеров, советский разведчик, живший много лет в США, обаятельный «озорной гуляка», любитель женщин и bon mot, представляет почти полную противоположность своему предшественнику, возглавлявшему ИАГ в первом сезоне — Григорию Бирюкову, вдовцу и, возможно, самому хмурому человеку в Советском Союзе. Последний, к слову, должен появиться во втором сезоне, вероятно, чтобы расплатиться за грех первого сезона.
Сценаристы по тем же лекалам инкорпорируют историю персонажей в хронотоп эпохи (в данном случае Карибский кризис), но делают это, уже не сгущая краски. Тональность, если судить по первым двум эпизодам, редко опускается до прежней мелодраматической патетики, уступив место более авантюрному настроению, что прослеживается в переносе жанрового акцента на шпионские и любовные игры.
В их центре оказываются уже упоминавшийся Нестеров (Сергей Безруков) и американский фотограф Алекс Брэдли (Елизавета Боярская), полюбившие друг друга еще в Америке и перенесшие свои чувства через океан. Впрочем, в неоднозначности ее чувств и классическом противопоставлении чувств и долга кроется, вероятно, главная интрига сериала. Параноидальное ощущение опасности, нависшей над героями, которое иногда посещало зрителей в первом сезоне (что было вызвано в первую очередь самой «альтернативностью истории»), едва ли вернется во втором — слишком много в нем воздуха. Из других сюжетных линий важнее остальных выглядит продолжающаяся внутренняя борьба Корнеева (Артем Быстров) — предателя поневоле, назначенного в конце первого сезона главой первого отдела МИДа.
«Карибский сезон» звучит и выглядит более конкретно, более однозначно, чем первый, касаясь более частных тем, но все же оставляя робкую надежду на столь прекрасную непредсказуемость следующей серии, в которую только и остается верить. Является ли Алекс шпионкой? Насколько искренни ее чувства к нему?