Долгожданный мини-сериал пытается осмыслить событие, давно ставшее частью массовой культуры. Гибель туристической группы Игоря Дятлова на Урале в 1959 году за полвека с лишним обросла огромным количеством домыслов, легенд, самых смелых и сумасшедших конспирологических теорий. Девять человек, в основном студентов технических вузов, отправились в горный поход, поставили палатку и пропали. Их нашли полуодетыми, разбежавшимися из палатки, замерзшими насмерть или умершими от травм.
В этом году дело о смерти туристов «подняли» и расследовали заново. Официальный вердикт сыщиков — участники похода погибли в результате схода лавины. Вот только в народном сознании этот вердикт вряд ли останется окончательным. Любопытство подогреет сам выход сериала — случайно ли в один год с возобновлением расследования?
Работа над проектом шла три года. Федорович и Никишов, прежде выступавшие лишь как продюсеры популярных телешоу («Колл-центр», «Полицейский с Рублевки», «Эпидемия») сами встали за камеру. Художественное руководство взял на себя Павел Костомаров, с которым авторы работали на той же «Эпидемии». Состав, необычный «старомодный» метод съемки на пленку, а также сама завязка выдают амбиции создателей.
«Перевал» должен стать нашим «Твин Пиксом» и «Настоящим детективом». Декорации страшной сказки — леса и горы уральской глуши. Здесь свои отношения между людьми, обычаи и мифы. Есть и исконное население: вместо американских индейцев у нас манси, чья священная гора находится недалеко от злополучного перевала. Когда мистика сгущается и проливается кровь, прибывает агент с «большой земли». Разумеется, его ждет путешествие в неизведанное.
Главный герой «Перевала» — майор КГБ Олег Костин, которого сыграл Петр Федоров. В отличие от большинства основных персонажей, это вымышленный человек, собирательный образ. Как и двое помощников Костина: Катя и Окунев. Федоров и Мария Луговая (Катя) являются и наиболее медийными артистами среди главных героев — следователей и погибшей тургруппы. Также в сериале появляется Максим Костромыкин (Гриша из «Ольги»), сыгравший единственного выжившего участника экспедиции Дятлова, вовремя получившего травму Юрия Юдина. Эпизоды расследования Костина сняты на пленку в цвете: как говорят авторы, в духе неонуара.
Остальные «дятловцы» — преимущественно молодые малоизвестные артисты. Мы увидим их на черно-белой пленке, как в реальности снимались советские туристы той эпохи. Тогда вольный спорт, восхождение на горы и покорение ледников ассоциировались с духом оттепельной свободы. Но в это время также был разгар «холодной войны» и еще не стерлась память о репрессиях.
Всякий, кто интересовался историей смерти группы Дятлова, знает разброс «неофициальных» версий случившегося. Есть вовсе паранормальные — НЛО, духи горы. Техногенные — испытания известного или экспериментального оружия. Самые мрачные, криминально-шпионские: встреча с браконьерами из числа сотрудников органов, убийство советскими или даже американскими спецслужбами, даже нападение тех же манси. По крайней мере некоторые из этих версий должен будет расследовать герой Федорова в фетровой шляпе. Каждая — потенциальный сюжет для триллера.
Главная загадка в том, какой вывод сделали авторы в конце их собственного расследования. Согласились со Следственным комитетом или заняли альтернативную сторону? Может быть, подсказка в том, что главным положительным персонажем стал офицер госбезопасности...