18+

Кто-нибудь видел мою девчонку?

Дата выхода
12 ноября 2020 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Ангелина Никонова
Продолжительность
1 ч 40 мин
7
В ролях
Смотреть весь список
2
Рейтинг
- /10Рейтинг кинокритиков
6.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
О Фильме
Мелодрама ошибок, или «Кто-нибудь видел мою книгу по сценарному мастерству?»
Читать
Цитаты
Все цитаты
Описание

Мелодрама ошибок, или «Кто-нибудь видел мою книгу по сценарному мастерству?»


Начать, вероятно, стоит с того, чтобы обозначить границы текста, который, хоть и отчасти (как я надеюсь), можно будет считать разбором фильма. Именно фильма, а не легшей в его основу книги Карины Добротворской и уж тем более не реальных событий из ее жизни и обстоятельств брака с культовым киноведом Сергеем Добротворским. Копий на этом поле за последние месяцы было сломано столько, что добавлять свои «пять центов» кажется излишним.

Tabula rasa — говорили древние римляне каждый раз, стирая чьи-то слова с доски.  Чудесный принцип, которым я спешу воспользоваться, игнорируя весь потяжелевший от споров бэкграунд фильма и сосредоточившись исключительно на том, что «Кто-нибудь видел мою девчонку?» представляет собой как фильм.

Нам было важно не рассказывать историю двух реально существовавших людей… мы были вдохновлены книгой и пронзительной искренностью, с которой была рассказана история. К книге можно относиться как угодно, но прежде всего она очень эмоциональная, и мы хотели сделать фильм о чувствах и о чем-то важном.

Ангелина Никонова, режиссер фильма

С точки зрения жанра это не байопик, о чем назидательно напоминали продюсеры фильма и режиссер Ангелина Никонова. То есть все имена изменены, второстепенные персонажи, вроде друзей Сергея Добровольского (аватар Добротворского в фильме), в которых легко угадываются знаменитые кинокритики Михаил Трофименков и Любовь Аркус, расщеплены, названия газет и журналов вымараны — осталась лишь голая пустынная реальность, в которой существуют герои. Впрочем, учитывая, что эта часть фильма представляет собой ретроспективный взгляд главной героини, Киры, в свое прошлое, это можно объяснить особенностью ее памяти (или страховкой от исков). Нет, фильм стремится в сентиментальное пространство мелодрамы, а значит, по определению ставит цель выжать из зрителей как можно больше сочувствия. И решительно с этим не справляется. И проблема, как видится, в не слишком удачном использовании приемов.

Картина разделена на два временных пласта — в настоящем уже зрелая Кира в исполнении Виктории Исаковой страдает в Париже от приступов ностальгии по ушедшей любви и чувства вины и не слишком успешно «сублимирует» их в отношения с молодым любовником, которого тоже зовут Сергей, а в ретроспекциях обращается к этапным событиям молодости — знакомству с Добровольским, ранним счастливым моментам брака, угасанию чувства, выкидышам, уходу к другому и смерти Добровольского от передозировки.

Мне кажется, что тот язык, который мы вполне осознанно выбрали для того, чтобы рассказать эту историю, и то, как Геля (режиссер фильма Ангелина Крапивина. — Прим. SRSLY) к ней подошла, дает возможность огромному количеству людей, которые не читали книгу, почувствовать любовь, которую мы хотели показать на экране.
Нателла Крапивина, продюсер фильма

Этот прием, подсказанный книгой, весьма распространен и при правильной расстановке акцентов и нетривиальности может быть крайне эффективным. Достаточно вспомнить каноничную «Энни Холл», атмосферные «Воспоминания неудачника» или более экспериментальное (в отношении монтажа и работы со звуком) «Искупление» (последнее, к слову, также является экранизацией). Однако в «Кто-нибудь видел мою девчонку?» мостиком между прошлым и настоящим служит закадровый голос. Исключительно. Незаслуженно печально известный, он, однако, требует тонкого и продуманного использования.

В «Девчонке…» его применяют, пожалуй,  чрезмерно и крайне неделикатно. Не только для сшивания времен в сознании героини, но и для проговаривания мотивации, действий и подчас их значения. Например, то, что щенок, которого приносит Кира, становится символом их с Добровольским надежды на новое начало, проговаривается, а не показывается. По этой же причине фильму недостает напряжения в кульминационных точках. Это особенно сложно объяснить в сцене расставания Киры и Сергея, в которой герои не произносят ни одной реплики, здесь их ощущения и чувства «озвучены» извне.

Самым сложным для нас было сформулировать, про что мы снимаем и для кого мы снимаем, и то, что вы видите на экране, сделано сознательно.
Сабина Еремеева, продюсер фильма

А вот чего сценарию «Девчонки…» не хватает, так это так называемых сцен подготовки, которые плавно подводят зрителя к поворотным пунктам. Оттого некоторые сцены выглядят странно и нелогично, а конфликты рождаются из ниоткуда. Заткнуть эти дыры снова пытается закадровый голос (безуспешно). Вдобавок это еще и сбивает повествовательный ритм фильма, который превращается в неровно синкопированную мешанину.

В чем с создателями фильма действительно сложно не согласиться, так это в том, что трагическая история любви и расставания «прототипов» Карины и Сергея действительно очень мощная и могла бы послужить отличным материалом для экранизации. Тем более обидно, что этого не случилось — сами герои остановились в нерешительности между своими прототипами и персонажами, сценарий не смог преодолеть элементарного перевода на язык кино, а итог — хорошая, но плохо рассказанная история о любви и сожалении.


Нателла Крапивина (продюсер) хотела вставить в финальных титрах реальные фотографии героев. Но Карина Добротворская, автор оригинального произведения, была против.

Фильм вошел в основную конкурсную программу «Кинотавра».

Карина Добротворская в прошлом была театральным критиком, а на момент написания книги играла одну из ключевых ролей в международной̆ индустрии глянца, работая президентом по редакционному развитию Condé Nast International в Париже.

Кто-нибудь видел мою девчонку? — Трейлер (2020)
Кто-нибудь видел мою девчонку? - Трейлер
Алексей Золотовицкий
Мария Шалаева
Юрий Чурсин
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Зинаида Пронченко
Дмитрий Барченков
Алексей Филиппов
Алиса Таежная
Анастасия Гладильщикова
Анна Сотникова
Наталья Серебрякова
Евгений Ткачев
Всеволод Коршунов
Юлия Шагельман
Наиля Гольман
Максим Заговора
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
Meduza, Esquire
18+
(1 сезон)
Карнивал Роу
(2 сезон)
Кобра
(2 сезон)
Ты
(3 сезон)
7
Достать коротышку
(1 сезон)
Барри
(3 сезон)
Дунканвилль
(2 сезон)
8.3
Любовь, смерть и роботы
(1 сезон)
Читайте также
Новости — 23:56, 14 мая
Россия возобновит авиасообщение с Мексикой, Португалией и еще тремя странами Читать
Новости — 22:51, 14 мая
Ютьюб-канал для скучающих по путешествиям: американец снимает пешие прогулки по городам мира Читать
Новости — 21:32, 14 мая
Добро пожаловать на дискотеку нулевых: Катя Варнава танцует под трек «Фристайлер» в видео от Vogue Russia Читать
Новости — 20:59, 14 мая
BTS, тикток и BadComedian: Катя Клэп пришла в подкаст команды «+100500» Читать
Образ жизни — 20:34, 14 мая
Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг Читать
Хочу ещё