Сериал, который (почти) не меняется
С событий второго сезона прошел год — и если он начинался печально и где-то даже трагично, то старт третьего напоминает возвращение с летних каникул, когда все еще отдохнувшие и веселые, но впереди уже маячит будущая угроза (у простых детей это школа, но тут, как мы помним, есть вещи пострашнее учебы). Любовь в образовавшихся парочках крепнет: Майк (Финн Вулфард) и Одиннадцать (Милли Бобби Браун) держатся за ручки и целуются, чем насылают на себя праведный гнев опекуна девочки — шерифа Джима Хоппера (Дэвид Харбор); Нэнси (Наталия Дайер) и Джонатан (Чарли Хитон) образовали парочку и ведут себя как совсем взрослые ребята; даже смешной кудрявый Дастин (Гейтен Матараццо) по ночам переговаривается по радио со своей девушкой Сьюзи, с которой познакомился в лагере (спойлер: она настоящая).
К третьему сезону создатели решили дать больше экранного времени второстепенным персонажам, у которых теперь по-настоящему интересные линии: Нэнси и Джонатан работают в местной газете и проводят свое журналистское расследование о внезапном нашествии крыс, а Билли (Дэйкер Монтгомери), сводный брат Макс (Сэди Синк), успевшей за второй сезон превратиться в одну из главных героинь, становится очередной жертвой паранормального чудовища. Стив (Джо Кири), бывший бойфренд Нэнси, устраивается мороженщиком в новый торговый центр и влюбляется в свою коллегу Робин (Майя Хоук), которая оказывается лесбиянкой (oops, friendzoned!), — вдвоем они, как и раньше, весь сезон помогают детям выпутаться из очередной заварухи. Вообще, большую часть экранного времени все персонажи проводят в торговом центре, ставшем местом притяжения зла, — события тут развернутся на всех уровнях, а герои вынуждены будут разбежаться и заниматься каждый своим делом, направленным на итоговую победу.
На этот раз режиссеры не смогли удержаться от того, чтобы не добавить в свой сериал злых и хитроумных русских, которые разворачивают свою секретную базу под новым торговым центром и соревнуются с потусторонней хтонью за звание главного монстра сериала. Причем зрители отнеслись к этому сюжетному ходу по-разному: одни посчитали, что это откровенная «клюква», сделанная только ради «клюквы», другие увидели в этом попытку американских режиссеров посмеяться над собой и постиронично высмеять стереотипы о русских, которые сложились в западном кино.
«Очень странные дела» — это тот сериал, который к третьему сезону ты смотришь по инерции, пока повторяющийся из раза в раз сюжет постепенно отходит на второй план. Продолжение не стало исключением: внезапно возникает странная демоническая сила, эволюционирующая все больше и требующая подать ей человечество на блюдечке, главные герои пытаются решить все возникающие с этим проблемы, Одиннадцать всех самоотверженно спасает, отделываясь кровью из носа и посттравматическим синдромом, а в последней серии монстры проигрывают (не без потерь со стороны «хороших»), и все заканчивается самым трогательным хеппи-эндом. Зрителю дают поплакать, отдышаться, успокоиться, но в последний момент, по традиции, возникает уже вызывающий нервный тик клиффхенгер, намекающий на продолжение. В плане сюжета братья Даффер не приготовили зрителю никаких неожиданных поворотов — все разворачивается по одной и той же кальке, которая сработала в первых двух сезонах, разве что место действия сузили, оставив в основном только ТЦ. Проблема в том, что на третий раз эта шаблонность развития сюжета начинает немного надоедать — единственной отрадой остаются отношения персонажей, которые на фоне приевшейся авансцены выглядят гораздо динамичнее.
Но больше, чем в развитие героев, создатели вкладываются в антураж и бытовые моменты, которые остаются бесспорной фишкой «Очень странных дел». Зрителям постарше дают поностальгировать по поп-культуре восьмидесятых, а миллениалам подкидывают идеи для атмосферных роликов в тиктоке винтажные аутфиты героев, музыка из переносного плеера, пленочные фотоаппараты, песни Duran Duran и Bon Jovi, «Подземелья и драконы» и далее по списку. Но антураж — это ломовая лошадка сериала, которая вывозит на себе уже третий сезон и остается единственным его элементом, который не становится хуже.
А что без красивой обертки? Третий сезон получился ожидаемо слабее первых двух. Он не понравился даже главной звезде сериала, Милли Бобби Браун: актрису расстроило то, что ей приходится отыгрывать чувства, которые она еще не испытывала в реальной жизни. Ее героиня — ее ровесница, и все то, что происходит с ней в сериале (отношения, мальчики, первые поцелуи), она принимает близко к сердцу, но это не кажется ей близким и знакомым. Возможно, братьям Даффер в новых сезонах все-таки стоит подумать не только над тем, какие песни 80-х включить в саундтрек на этот раз, но и как вернуть интерес зрителей к сюжету, явно страдающему уже второй год. Тем более что продолжение «Очень странных дел» все-таки будет, а из-за пандемии у Мэтта и Росса Дафферов было достаточно времени для того, чтобы продумать детали сюжета.