Российские сериалы о подростках — зрелище часто крайне специфическое. Не факт, что оно будет стоить потраченного времени, и совсем не факт, что там будет что-то действительно близкое к реальности. Как бы с ностальгией ни вспоминались «Простые истины», они все же были местами сильно оторваны от реальных школьных парт и актуальных проблем созревающих школьников.
Российские сериалы о трудных подростках и вовсе встретить не так легко, тем более чуть ли не все гештальты про них закрыла еще в середине нулевых Валерия Гай Германика; все, что с тех пор снимается на эту тему, (не)вольно оглядывается на «Школу», в которой концентрация лютой хтони порой достигала невиданных масштабов, приобретая черты раздувшегося гротеска.
«Трудные подростки» режиссера Рустама Ильясова видится работой компромиссной, не выглядящей как кондовый социальный заказ, но и не как дикая провокация. Важный для понимания сериала факт — за основу сюжета этой драмы взята нашумевшая и за пределами России история нападающего «Зенита» Александра Кокорина и полузащитника «Ростова» Павла Мамаева. Однако сериал меньше всего склонен заниматься неблагодарной реконструкцией, которая, в конце концов, немало сковывает.
Главный герой «Трудных подростков» — отсидевший два года в тюрьме капитан футбольного клуба «Старт» Антон Ковалев. На свободе ему уже не особо рады, и даже устроиться обратно у него не выходит: нет доверия, вот выход, вот двери, прости-прощай и ничего не обещай. Чтобы хоть как-то вернуть и репутацию, да и с голода не помереть, Ковалев соглашается работать в качестве тренера с трудными подростками, проблемами которых он начинает постепенно проникаться. Если кажется, что фильмов и сериалов с таким сюжетом снято-переснято и видено-перевидено, то «Трудные подростки» могут стать существенной проверкой зрительского и критического терпения.
С одной стороны, проект представляет собой обратную success story, где «из князи в грязь». Даже памятуя о реальном сценарном бэкграунде, вымышленный Антон Ковалев выглядит в сериале не как потерявший все берега мажор и в общем-то плохой в своем деле футболист, но как нечаянно нашкодивший приятный молодой человек, который единожды решил проверить на практике, тварь ли он дрожащая или право имеет. С другой стороны, Ильясов в своей работе не без резкости меняет ракурс, и вот уже перед нами классический роман воспитания. Среди очевидных референсов «Трудных подростков» трудно не вспомнить американский сериал 2015 года «Возвращение чемпиона» или, что гораздо ближе, спортивную драму «Хардбол» Брайана Роббинса, в которой Киану Ривз растил не по своей воле, а для очистки совести, чемпионов из детей из неблагополучных черных кварталов.
«Трудные подростки» Рустама Ильясова потому и кажутся застрявшими где-то между спецификой российской фактуры и жанровыми клише американских драм о спорте, испытаниях и исправлении. И это отнюдь не является чем-то вроде комплимента сериалу, который вроде бы и правильные, хорошие вещи озвучивает для зрителя (типа «не будь быком, можно потом стать стейком»), и хочется верить, что в жизни все возможно, и даже самый худший человек в мире заслуживает на толику эмпатии к себе. Однако вся эта не лишенная таланта кинематографическая благостность разбивается в щепки о кондовую сюжетную предсказуемость и какой-то не слишком завуалированный налет американского спортивного кино, который в сугубо постсоветских (читай «российских») реалиях дня сегодняшнего просто обречен на превращение в ржавчину, разъедающую даже самый хороший замысел и в целом грамотную режиссерскую реализацию. При этом с последней серией не ставится жирная точка ни на истории Ковалева, ни на историях его воспитанников. И вряд ли есть какие-то сомнения, что второй сезон не пойдет по пути куда большего упрощения и эксплуатации.